[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)



Кандидат технических наук Е. ГИК,мастер по шахматам. Есть такой литературный прием: писателькак бы отказывается от авторства предлагаемого произведения, объясняя читателю,что рукопись оказалась у него случайно, тем или иным таинственным образом,а его роль невелика: он лишь способствует интересной публикации. Классическийобразец - "Повести Белкина", а из современных примеров вспомним киносценарийЭльдара Рязанова "Предсказание", попавший к режиссеру, по его словам, черезтретьи руки от одного неизвестного, к тому же покойного литератора.В данном случае, предлагая читателю интереснуюи необычную публикацию, должен признаться, что действительно имею к нейлишь косвенное отношение...Однажды мне позвонили из почтового отделенияи сообщили, что на мое имя пришла бандероль, в которой, судя по всему,сложено большое число тетрадок и записных книжек. Обратного адреса не было,и я, конечно, сначала подумал, что это проделки какого-то графомана. Но,забрав на почте бандероль и раскрыв ее, обнаружил увлекательные записи,содержащие более 500 комбинаций, причем в каждой из них обязательно жертвуетсяферзь. В пакете лежала также небольшая записка от автора, имя которогомне до сих пор неизвестно:"В ваших книжках, которые я с удовольствиемчитал, эта тема - жертва ферзя на ровном месте - встречается довольно часто.И поэтому я надеюсь, что вы напечатаете мои комбинации с жертвой ферзя- они не должны пропасть! Можете не беспокоиться: все до единой позициипринадлежат мне, хотя, возможно, какие-то из них напомнят вам старые сюжеты- реальные случаи из практики или фантастические замыслы Петрова и Яниша".Мне не верилось, что комбинации неизвестногоавтора могут представить особую ценность, но, внимательно изучив содержимоебандероли, разбирая комбинацию за комбинацией, я все больше убеждался,что передо мной самый настоящий клад. Все позиции (кстати, вполне реалистические,как говорят, легальные) были устроены примерно одинаково, но сколько выдумкии разнообразия они содержали! У белых всякий раз на доске совершенно безнадежноеположение, но очередь хода за ними, и они не только спасаются, но и берутверх благодаря эффектной жертве ферзя, часто многократной. Не случайнона полях записных книжек то и дело появлялся следующий девиз, почти афоризм:"Прежде чем сдаться, не забудьте объявить мат!""Меня не волнует ни слава, ни деньги, ямечтаю только об одном, - заканчивали записку слова незнакомца, - чтобыэти красивые комбинации, придуманные мною в долгие бессонные ночи, не пропалибесследно, стали достоянием всех поклонников шахмат. Ведь сказано же, что"красота спасет мир".Несомненно, этот человек, посвятивший столькочасов созданию шахматной красоты, заслуживает того, чтобы его мечта исполнилась...Но какие выбрать позиции? Для публикациивсей коллекции "ферзеприношений" не хватило бы и всего журнала, поэтомуя решил выбрать из тетрадок 15 комбинаций, объединенных одной идеей: вкаждой из них встречается сказочный ход ферзем сразу под две неприятельскиепешки! Комментарии даются весьма краткие, практическив них нет необходимости. Нет смысла и напоминать используемые в комбинацияхтипичные шахматные приемы: отвлечение, завлечение, освобождение полей ит. д. Они знакомы всем любителям шахмат.
О том, насколько велик здесь перевес черных,говорить не приходится, к тому же под боем у белых все четыре фигуры. Фс6!! Единственный спасительный,но вместе с тем и выигрывающий маневр. Как обещано, ферзь становится подудар двух пешек. Грозит Ф:b7ґ или Ф:с7+ Кра8 Фс8ґ. На 1...dc следует Лd8ґ , а на 1...bc - 2.Лb1+ Кра8 К:с7ґ.
Ф:g6! С угрозой К:f7ґ. 1...С:p. Коня необходимо уничтожить. Фd6+!! сd (2...еd Сf6ґ) 3.Сb6+ Лс7 Ла8ґ.
Фd6!! С намерением Ф:с7ґ.На 1...еd следует Сg5ґ, а на 1...сd - Сb6ґ. 1...Л:а8 Сb6! Ферзь остаетсяпод ударом двух пешек, и теперь черные вынуждены его взять. 2...еd 3.Се3! с6(с5) b6! Два тихих хода и далее 4...Кре7 Сg5ґ.
Крd3! Л:а Или 1...Лс5, защищаясьот мата слоном с с На 1...с5 следует Сb7Х. Ф:g5+!! Вновь бросая ферзя подбой двух пешек (а еще и двух фигур), на любое взятие следует е4ґ .
Фg6! Сс Грозило Ф:g7ґ, а ферзьнеприкосновенен: 1...fg Ке7+ Крh8 Л:f8ґ, 1...hg Ке7+ Крh8 Лpґ. Ке7+ Крh8 Ф:h7+! Кр:h7 Лpґ. Данная комбинация напоминает эффектное окончание известной партии Левитский- Маршалл. Но в ней черные, пожертвовав ферзя подобным образом, могли обойтисьи без сильнодействующих средств.
Ф:е6+! Крb Ни одна из пешек неможет взять ферзя из-за Ке5+ Крb5 Кd6ґ. Фс6+! Завлекая короля на роковоеполе с6, - снова ферзь под ударом двух пешек (да еще двух коней!), но ужедругих. 2...Кр:с6 (иначе Кd6ґ) Ке5+ Крb5 Кd6ґ.
Фg2+! Отвлечение: 1...Ф:g2 Кb4+Крb5 К:d6+ Кра5 Кс4+ Крb5 а4ґ. 1...d5 Ф:g6+! Крb5 (на взятиеферзя решает Ке5+ и т. д.) Фс6+! Кр:с6 Ке5+ Крb5 Кd6+ Кра5 К:b7+ Крb5 а4ґ. Удивительное дело: ферзь трижды приносил себяв жертву, причем два раза, как и положено, становился под бой двух пешексразу.
Крb7! Атаку начинает король: угроза Ла8ґ. 1...Ф(Л):а3 Кd6+! Сначала троянский конь становитсяпод удар двух пешек... 2...еd (2...сd Фс8ґ, 2...Крd8 Ф:с7ґ) Фе6+!! А теперь и ферзь следует его примеру. 3...de (3...fe С:g6ґ) Сс6ґ.
Ф:f6!! Со знакомым мотивом Кf7ґ. 1...gh Фd6+! еd С:p+ Ле7 Л:е7! Кf3 Сf6 Фg2(p)+ Ле2ґ.
Л:е6+ К:е6 Кd6+ сd еd! а1Ф! Ф:е6+! Наконец-то. 4...fe Сg6ґ или 4...de Сb5ґ.
Фf5! Кb3 (прикрывая поле а5) 2.Ф:е6!! gh Кb6! de Лс8ґ. В этой позиции соединено несколько сюжетов,а ферзь жертвовал собою трижды.
Крс5! Л:f8 (иначе Кg6ґ) 2.Фс3! Сg1 Фе1+ Се3 Ф:е3+!! Нечто новенькое; на сей раз обе черныепешки - участницы комбинации продвинулись далеко вперед. 4...de d4ґ или 4...fe f4ґ.
Ке5! Кf Иначе поле d7 не прикроешь. Ф:f6! Се6 Ф:е6! и К:d7ґ. Ферзь снова жертвуется трижды, причем два раза становится под удар двухпешек.
Фb6+!! аb (1...Крf5 Фе6ґ) 2.0-0! Такая идея прежде не встречалась,от угроз Сf7ґ или С:е4ґ нет защиты.
Фf6+!! Гром среди ясного неба. Налюбое взятие следует g3+ Крg5 и Ке6ґ. Выставка закрывается: представленных экспонатоввполне достаточно...



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)