[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)



Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции. Во время шахматной игры, как известно, партнеры неимеют права возвращать обратно уже сделанные на доске ходы. И это строгоеправило во многом определяет результаты шахматных соревнований... Вспомним,например, драматический финал одного из матчей на первенство мира:№ М. ЧИГОРИН - В. СТЕЙНИЦ(Гавана, 1892)После 32-го хода белыхТолько что был сделан ход 32.Сd6-b4 , оставившийполе p без защиты. Мгновенно последовал удар черных - 32...Ле2:p+ ,и белые сдались ввиду неотвратимой угрозы: 33...Лd2-g25... Увы, в позиции№ 1 Чигорин уже не мог заменить роковое отступление слоном на другой ход,ведущий к выигрышу, - 32.Ле7:b7...Однако пунктуальный шахматный регламент предусматриваетобязательное возвращение назад ходов, сделанных с нарушением правил...Рассмотрим фрагмент партии, сыгранной в 1998 году на международном турнирев Испании:№ Ю. КРУППА - АЛЬ-МОДЯХИХод белыхОчевидно, что в этой позиции конь d6 связан черным ферзем,и белые могут сделать ход либо королем, либо ладьей. Но игравший белымиукраинский гроссмейстер неожиданно приподнял с доски именно коня, намереваясьпереставить его на поле f Тут же раздались возгласы зрителей-болельщиков:"Нельзя! Impossible!.." Конь был возвращен обратно на d6, и белые вместоэтого сыграли королем - уже без нарушения правил.Заметим, что если бы в № 2 невозможный ходKd6-f5+ и был бы сделан, то его все равно пришлось бы вернуть назад...Разумеется, шахматный кодекс надо чтить. Такова прозаика практическогошахматного ратоборства... Но в то же время на страницах шахматной поэзии(как подчас называют шахматную композицию) встречаются задачи, решениекоторых требует возврата ходов. При этом возвращать разрешается толькоходы, сделанные по правилам, а невозможные маневры фигур (нелегальные ходы)вообще исключены. Задач таких великое множество, и они получили названиеретракторов. Приведем несколько миниатюрных иллюстраций этого оригинальногожанра композиции.№ А. ГЕРБСТМАН, В. СЛОБОДЕНЮК
(1976)Белые берут назад свой последний ход
и дают мат в 1 ходДля того чтобы выполнить такое необычное задание, необходимосперва вернуть ход пешки - b6:(К)a7 . Обратите внимание, что здесьв скобках указана взятая, а точнее - восстанавливаемая на доске фигура.Итак, возвращаем белую пешку на поле b6, добавляя на а7 черного коня, итеперь можем дать мат - 1.b6-b75 . При возвращении же назад ходаb6:(Ф)а7 или хода b6:(Л)а7 у черных появилась бы защита от мата. А возвратхода b6:(С)а7 или b6:(пешку)а7 невозможен, поскольку тогда нельзя былобы указать никакого легального предыдущего хода черных.Если в задаче № 3 переставить белого короляна поле с8, то первая часть решения будет несколько иной: возврат - b6:(С)а7! Ну а матующий ход останется прежним - 1.b6-b75 .№ З. РОТ
(1974)Вернуть ход белых
и дать мат в 1 ходВ ретракторе № 4 возвращаем ход 0-0 (короткуюрокировку белых), переставляя короля с g1 на е1, а ладью - с f1 на p.И после этого выполняем вторую часть задания: даем мат - 1.Лp-p5 .Если позицию № 4 повернуть на 180о, то решает возврат- d5:(пешку)е6 (на проходе)! Теперь поле е5 блокировано черной пешкой,взятой на проходе, и можно сыграть 1.Лс8-d85 .№ Х. РЭДМАН
(1986)Вернуть ход белых
и дать мат в 2 ходаВ миниатюре № 5 возвращаем ход b2-b4 .И вновь играем 1.b2-b4! , вынуждая черных выполнить взятие пешки- 1...с4:b3 (на проходе), после чего спасения от мата у них уженет - 2.Кd2:b35 .№ Б. НИЛЛ
(1882)Вернуть ход белых
и дать мат в 1 ходМат черному королю в этой позиции можно дать отходомконя d5 на е3, и для полного решения задачи-ретрактора № 6 , казалосьбы, вполне достаточно предварительно вернуть ход королем - Кpg1-p. Нотогда нельзя будет объяснить, как перед этим черный слон а7 мог дать шахбелому королю на g Поэтому необходимо возвратить ход Kpg1:(К)p ,и шах слоном а7 станет легален: он был вскрытым - Кf2-p+! И теперь однимходом мы можем и защитить белого короля от шаха, и перекрыть черного ферзяе2, и дать мат - 1.Kd5-е35 .И еще одна небольшая, изящная иллюстрация - задача № 7 , которую 66 лет назад составил автор известного романа "Лолита":№ В. НАБОКОВ("Последние новости", 1932)Вернуть ход белых
и дать мат в 1 ходЭту композицию Владимир Набоков посвятил своему другу- шахматному теоретику и литератору Е. А. Зноско-Боровскому, опубликовавее под девизом "Лолита". Вероятно, поиски решения № 7 не вызовутзатруднений...В 1907 году в Англии вышла книга "Ретрактор двадцатоговека", автором которой была одна из первых женщин-проблемисток Эдит Бэрд.Книга эта представляла собрание задач на возврат ходов с самыми разнообразнымиусловиями. Например, предлагалась малофигурная позиция (белые - Кре1 иКе5, черные - Кре4 и Лd6) с пространным заданием: белые и черные берутназад по одному ходу, и затем следует кооперативный мат в 1 ход. Неочевидноерешение этой задачи таково: возвращается ход белых Кg6:(Л)е5, затем - ходчерных Лd3:(Ф)d6, и возникает ситуация, где черные играют Ле5-d5 ,помогая белым заматовать черного короля - Фd6-f45 . Ретракторы подобного,так называемого игрового типа популярны и в наше время.№ Т. КАРДОШ
(1984)См. текст!В миниатюре № 8 маститого венгерского композиторабелые и черные должны вернуть по одному ходу, после чего следует кооперативныйпат в 2 хода. Сперва возвращаем последние ходы: белых - b7-b8K ичерных - f2:(Ф)g1К . И после этого начинаем (с хода черных) кооперативнуюигру: 1.f2:е1С b7:с8Л 2.Се1-p Лс8:h8 - пат! Аналогичное условиесопровождает и задачу-малютку (5 фигур) молодого проблемиста из Хорватии- № 9 , которую предлагаем решить самостоятельно:№ З. ОЛИВА (1994)См. текст!И все же надо отметить, что наибольшее развитие в ХХвеке получили ретракторы не игрового, а аналитического типа, в которыхиногда предлагается вернуть назад десятки и даже сотни ходов. А рекордноедостижение - возвращение 850 ходов - установлено в августе 1991 года, когдабакинская газета "Шахматы" опубликовала ретрактор, посвященный 850-летиюсо дня рождения поэта Низами... Впрочем, трудность решения задач-ретракторовопределяется не числом шагов, которые требуется сделать назад, а глубинойи оригинальностью авторского замысла... Обратимся к классике.№ 1 Н. ХЭГ (1923)Вернуть ход белых и дать мат в 1 ходВ этом положении, на первый взгляд, можно вернуть назадлюбой из 11 разных ходов белых (шесть - ферзем p, четыре - ладьей d8,один - пешкой b4) и дать мат - 1.Фd15 . Однако, как это ни невероятно,решение лишь во взятии назад хода Лh8-d8!..Но как могла возникнуть позиция № 10 ? Дляначала проследим за формированием плотного сгустка черных и белых персонажейна ферзевом фланге, которое проходило в два этапа.№ 10-аПосле хода Ка6-b8Сперва в правом верхнем углу возводился базис - №10а . При завершении его строительства выполнялся ход конем - Ка6-b8,а перед этим были сделаны ход слоном (Сb8-а7) и взятие пешкой - а7:b6.Обратим внимание, что это взятие произошло на черном поле.Затем сооружалась надстройка: белая ладья располагаласьна поле а6, черный ферзь - на а5, черный король - на а И лишь после всегоэтого мог быть сделан ход b2-b4, окончательно затянувший весь "высотный"фигурно-пешечный узел - № 10б . Заметим, что фигуры, попавшие в этотузел, перемещаться уже не могут, и они выключены из дальнейшей игры.№ 10бПосле хода b2-b4Теперь займемся несложной, но двойной - черно-белой- бухгалтерией. Если подсчитаем количество фигур на диаграмме № 10 ,то получим: у белых - 9, у черных - 1 Очевидно, что черная пешка моглаприйти на а3 только с поля е7, сделав по пути четыре взятия на черных полях- е7:d6:с5:b4:а И, учитывая еще одно взятие при построении базиса (а7:b6),зафиксируем, что всего черные пешки взяли 5 белых фигур на черных полях...Какие же именно белые фигуры были там взяты?Чернопольный слон и ферзевая ладья белых не могливыбраться с первой горизонтали до хода b2-b4, а белый белопольный слонне мог погибнуть на черных полях. Значит, при построении узла черные пешкивынуждены были взять двух коней, ферзя и еще две фигуры, превращенные избелых пешек королевского фланга. Белая пешка f2 могла превратиться на полее8, взяв черного коня на вертикали "е", и поэтому общий баланс черных фигурзакрыт: 15 (на диаграмме) + 1 (взято f:е8) = 1 Белая пешка p могла превратитьсяна поле h8, после того как черная пешка h7 уступила ей путь, взяв на беломполе g4 белопольного слона и обогнув при этом белую пешку, пришедшую сg2 на g Кстати, проверим и баланс белых фигур: 9 (на диаграмме) + 6 (взятое7:d6:с5:b4:а3, а7:b6 и p:Сg4) = 1 Заметив, что одна фигура белых ещев запасе (это чернопольный слон), обратимся к так называемой критическойпозиции, которая возникает перед затягиванием узла на ферзевом фланге.№ 10в
Критическая позицияПеред ходом b2-b4 1.b2-b4! Узел затянут, и у черных остались толькоходы пешками - темпоходы, которых максимум 1 Много это или мало? Ведьпока черные пешки прибудут на поля f2, g2 и p (см. № 10 ), белымнеобходимо успеть выполнить следующий план: 1) отдать слона с1 на полеp, 2) превратить пешку g6 на поле g8 в ферзя, 3) перебросить новорожденногоферзя с g8 на поле p, 4) перевести ладью b1 на d8, 5) сдвинуть пешку с2на с На выполнение этих маневров потребуется сделать минимум дюжину ходов:слоном с1 - четыре, пешкой g6 - два, ферзем g8 - два, ладьей b1 - три ипешкой с2 - один ход.Итак, после 1.b2-b4 начинается финальная темпоигра: 1...f7-f6 2.Cc1-b2 f6-f5 3.Cb2-f6 f5-f4 4.Cf6-g5 f4-f3 5.Лb1-p f3-f26.Лp-h8 , оставляя позади пункт p, 6...g4-g3 7.Сg5-p g7:p ,закрывая баланс белых, 8.g6-g7 p-p 9.g7-g8Ф p-p 10.Фg8-d5 p-p11.Фd5-p p-p 12.c2-c3 (до образования критической позиции этот ходсделать было нельзя, так как он отрезал бы слону с1 путь на p) 12...g3-g213.Лh8-d8 , и перед нами позиция № 10 .Даже поверхностный взгляд на эту темпоигру показывает,что в ней возможна довольно свободная перестановка некоторых ходов (правда,общий план маневрирования неизменен). И главное то, что в этой игре, казалосьбы, можно поменять местами 12-й и 13-й ходы белых. Но если мы возвратимназад, вообще говоря, возможный последний ход белых с2-с3, то тогда нельзябудет выполнить вторую часть задания - дать мат в один ход. Удивительныйпарадокс - будущее влияет на прошлое! Поэтому возвращаем именно ход Лh8-d8 и играем Фp-d1 - мат.Простая, но мастерски завуалированная идея ретрактора № 10 заключена в перекрестном взятии разнопольных белых слонов навертикалях "g" и "h". Все попытки произвести эти взятия черными пешкамине на полях g4 и p нелегальны, оканчиваясь нехваткой, по крайней мере,одного темпохода черных...В том же году, когда мировую шахматную печать обошлазадача Н. Хэга (№ 10) , автор следующей предельно экономичной позициипредложил сделать два шага назад и два - вперед:№ 1 И. СУНЬОР (1923)См. текст!Как видим, на доске остались только голые короли, азадание в ретракторе № 11 такое: белые и черные возвращают назадпо одному последнему ходу, и затем следует кооперативный мат в один ход.Эффектное решение включает феномен оживления дуэта тяжелых фигур (как взадаче Э. Бэрд) и знакомый уже (по № 4 ) мотив одновременного королевско-ладейногомарша. Возвращаем последние ходы: белых - Крg6:(Л)p , черных - Лh8:(Ф)p ,и теперь черные могут рокировать - 0-0 !, предоставляя белым возможностьдать мат следующим ходом - Фp-h75 .Если в позиции № 11 переставить белого короляна поле f5, а черного короля переместить на p, то получится новая задачас аналогичным заданием, но несколько иным решением. После возврата ходабелых - Крg4:(Л)f5 возвращаем ход черных - Лf1:(Ф)f5 , и чернаяладья блокирует угловое поле - Лf1-p , позволяя белому ферзю нанестифинальный удар - Фf5-f25 .Чтобы сделать единственно возможные правильные шагиназад и вперед в позиции № 12 , обратите внимание на цвет поля f3,не упуская, кроме того, из поля зрения черных слонов.№ 1 Н. ПЛАКСИН (1976)Вернуть последний ход и дать мат в 1 ход Ответ



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)