[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы,
коридоры,
Твоих сынов
заносчивые споры…
М. Ю. Лермонтов. Русь с древности являла собой выдающийся образец высокого уровня знаний. Многочисленные археологические находки, берестяные грамоты свидетельствуют о практически поголовной грамотности россиян. Центрами науки, своеобразными университетами того времени были монастыри. Монахи, переписывая в Греции и Византии богослужебные книги, попутно знакомились с трудами античных ученых и философов.

Восстановив страну после монгольского вторжения, Российское государство при Иване III и его внуке Иване IV установило связи со странами Европы. В Россию стали приглашать врачей, архитекторов, художников. Борис Годунов в начале XVII века направлял молодых людей для обучения в европейские университеты и предложил Боярской думе открыть в Москве университет. Эти благородные дела продолжили государи Дома Романовых - Михаил, Алексей, Федор. Они поднимали мощь России, опережая в делах просвещения угасавший в то время Восток. Петр Великий, инкогнито объездив Европу в составе Великого посольства, побывал в ряде академий, неоднократно беседовал с выдающимися деятелями науки, в том числе с Лейбницем, Эйлером и Ньютоном, который вручил императору несколько экземпляров своего только что вышедшего труда "Математические основы натуральной философии". Эти встречи лишний раз убедили Петра, что России необходим университет, сначала в Москве, а затем и в других ее городах. Однако создал он Санкт-Петербург скую академию, а при ней - учебное заведение, названное университетом, но без устава, впитавшего бы все принципы европейских университетов.

И только спустя годы появилась, говоря современным языком, аналитическая записка, в которой была обоснована целесообразность создания такого университета в Москве, а не в Петербурге. Автор записки не установлен, но к ней, возможно, приложил руку выдающийся государственный деятель Иван Иванович Шувалов (которому было тогда всего 28 лет). Однако сам проект университета должен был подать кто-то из ученых, в этих делах разбирающийся. На наше счастье, им оказался Михаил Васильевич Ломоносов.

В Москве еще в 1682 году была создана Славяно-греко-латинская академия при Заиконоспасском монастыре, преподавание в которой шло фактически по университетским правилам. Ее слушатели неплохо знали старославянский и латинский языки, математику, античную литературу, были знакомы с образцами древнерусской книжности и летописями. Оттуда вышли первые студенты и профессора Московского университета.

Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию в январе 1731 года и по ее окончании был отобран в числе трех лучших студентов для обучения за границей в области химии, горного дела и производства стекла. Ломоносов должен был получить химическое образование в Германии, во Фрайбурге. Однако выяснилось, что студентам из России не хватает общей подготовки, и их направили в Марбург, в известный и авторитетный университет. Все трое проявили себя старательными и толковыми студентами, многого достигли. Ломоносов, например, опубликовал работу о строении вещества, роли тепла в поведении молекул, окончил университет с отличием, прекрасно знал латынь и немецкий. Россия постоянно контролировала студентов, марбургские профессора регулярно докладывали кураторам из Петербургской академии, как ведут себя и учатся студенты. Таким образом, широко образованный Ломоносов хорошо разбирался в принципах университетского обучения.

Он и написал проект создания университета, точнее - университета и сети гимназий, то есть российского образования. Шувалов взял кураторство над этим проектом, и между ним и Ломоносовым сразу же возникла очень острая дискуссия. Они часто спорили, не соглашаясь по целому ряду пунктов. Но это была творческая, конструктивная дискуссия; они обменивались очень уважительными письмами, обсуждая, каким должен быть университет.

В конце концов Шувалов доложил проект Ломоносова со своими поправками императрице Елизавете, любимой дочери Петра I, которая в день рождения матери И. Шувалова Татьяны - 12 января (25-го по новому стилю) 1755 года подписала указ об учреждении Московского университета. С этой даты ведет отсчет история Московского университета. У нас в МГУ хранится фильм 1913 года, где впервые в кинематографе упоминается университет. Там есть сцена, где Шувалов дарит маме, окруженной придворной знатью в день ее именин, указ императрицы.

В проекте учреждения университета было сказано, что Москва выбрана по "великости своего народонаселения, по своему положению в сердце государства Российского. В средоточии народной жизни, под сенью древней святыни Кремля, наука глубже могла пустить корни свои в Русскую жизнь".

Занятия в университете начались весной 1755 года в доме у Воскресенских ворот, там, где сейчас находится здание Государственного исторического музея. Интересно, что в том доме ранее находилась Главная аптека, а позже правительственные учреждения и, в частности, золотые запасы России. Освобождая здание для университета, императрица распорядилась выделить обоз для вывоза золотых монет.

Итак, Московский университет учрежден. И почти сразу в нем свершился, без преувеличения сказать, подвиг: было свергнуто иго латинского языка. В 1767 году императрица Екатерина II приказала куратору университета М. Хераскову преподавать по-русски. Этот указ был с восторгом принят университетскими профессорами, которые не отрицали в целом латынь как язык мировой науки, но стремились преподавать все же на родном языке. Тем самым сбылась мечта ученика Ломоносова, первого профессора Московского университета Н. Поповского, который еще в год учреждения университета, в 1755 году, сказал: "Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно".

С момента своего основания Московский университет стал играть особую роль в истории России. В 1756 году на Моховой улице при нем были открыты типография и книжная лавка. Этим было положено начало отечественному книгоизданию и газетному делу. Тогда же первых читателей приняла университетская библиотека, которая более ста лет была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

Во время войны 1812 года здания Московского университета сгорели, погибли библиотека, архив, музей и почти все научное оборудование. Восстановление университета стало делом всей России, и уже через несколько месяцев, 1 сентября 1813 года, профессора и студенты приступили к занятиям.

В стенах Московского университета выступал Пушкин, здесь он отстаивал подлинность "Слова о полку Игореве". В университете учились, окончили его и многие годы были связаны с ним Фонвизин, Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Островский, Тургенев, Чехов, Андрей Белый, Пастернак.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при его участии крупнейших центров отечественной науки, образования и культуры.

Около 60 вузов ведут свое начало непосредственно от Московского университета. Сейчас это - Московская медицинская академия, Московский геологоразведочный институт, Московский физико-технический институт, Московский институт международных отношений, Ульяновский университет и многие, многие другие.

По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX - начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, созданный, кстати, профессором Московского университета И. В. Цветаевым, отцом поэта Марины Цветаевой); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (теперь Московский зоопарк).

Академия художеств первоначально зародилась как одна из структур университета. Сегодня президент Академии художеств Зураб Церетели принес в дар Московскому университету скульптурный портрет И. И. Шувалова. Первый состав труппы Малого театра был сформирован в основном из участников университетской театральной школы. Выпускник московского университета Леонид Собинов говорил о себе, что он "лучший юрист среди певцов и лучший певец среди юристов".

Профессора Московского университета много сделали для укрепления связи университета и школы: писали школьные учебники, работали учителями, будучи наиболее квалифицированной частью российского учительства.

С университетом связана деятельность выдающихся русских мыслителей и ученых: Соловьева, Трубецких, Флоренского, Тимирязева, Лебедева, Зелинского, Вернадского, Жуковского, Столетова, Сеченова, Склифосовского, Филатова.

Каждое из этих имен - яркая страница в истории нашей страны. Только в Москве более двухсот шестидесяти улиц, площадей, музеев, научных учреждений и учебных заведений названы в честь ученых, профессоров и воспитанников Московского университета. Многим из них установлены памятники и мемориальные доски. Их дела - достояние отечественной истории, гордость нашего народа.

В тяжелые военные годы многие преподаватели и сотрудники университета сражались на фронтах, около двух тысяч из них не вернулись. Комплекс зданий МГУ на Моховой улице неоднократно подвергался налетам гитлеровской авиации. 29 октября 1941 года взрыв 200-килограммовой фугасной бомбы причинил серьезные повреждения аудиторному корпусу, библиотеке и другим зданиям; была уничтожена ажурная чугунная ограда напротив Манежа. В отдельные дни на крыши университетских зданий падало более ста зажигательных бомб, а всего за время налетов их было обезврежено около шести тысяч. Несмотря на это, университет продолжал работать. Сотрудники МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны и развитие ее экономики, выполнив за военное время более трех тысяч научных разработок по стратегическим оборонным направлениям.

Восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. На Ленинских горах за четыре года возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в пять раз по сравнению с довоенным. Это была благодарность страны за огромный вклад ученых в дело Победы, дальновидный шаг, во многом определивший успехи государства в освоении космоса и разработке ядерных технологий.

Общеизвестен вклад академика А. Д. Сахарова в решение ядерной проблемы. Председателем Государственной комиссии по запуску первых космонавтов был профессор Московского университета. Главный теоретик отечественной космонавтики академик М. Келдыш - также профессор МГУ.

Среди исследователей, составивших гордость науки XX века, М. В. Келдыш, А. Н. Колмогоров, И. Г. Петровский, Н. Н. Боголюбов, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм, А. Н. Несмеянов,Н. Н. Семенов и многие другие ученые МГУ.

В 1990-х годах на университете пытались апробировать некоторые идеи неореформаторов. Университет фактически оказался под угрозой развала и распада. К счастью, этого не случилось, университет не был приватизирован, он выстоял при отсутствии финансирования и сумел сохранить основные научные школы, точнее - не потерял ни одной. Конечно, многие молодые талантливые люди уехали, шла утечка умов, и произошел разрыв в преемственности поколений. Оставались 60-65-летние и 30-летние, которые пришли в последние годы, а 40-летних мы потеряли. Но тем не менее был осуществлен ряд программ, позволивших сгладить этот разрыв. Одна из них - "100 + 100": ежегодно, начиная с 1993 года, на кафедрах без очереди 100 молодых докторов наук становились профессорами и 100 молодых кандидатов - доцентами. За истекшие годы через эту программу прошли около тысячи талантливых молодых людей, которых удалось задержать в стенах МГУ. В результате средний возраст научных сотрудников понизился почти на десять лет: в 1993 году средний возраст профессора, доктора наук составлял 65 лет, теперь - 5

Программа "100 стипендий", которые присуждают ученые советы факультетов молодым преподавателям и ученым при условии, что они остаются работать в университете, тоже идет уже лет шесть, и за это время стипендию получили около 600 молодых людей. К зарплате, составляющей менее трех тысяч рублей, мы добавляем еще пять тысяч, поддерживая молодого специалиста.

Программа межфакультетских и междисциплинарных исследований: ежегодно 30-40 тем (скажем, биология - химия, биология - физика, математика - физика) мы поддерживаем специальными грантами, сохраняя тех, кто работает на стыке научных дисциплин. Тем самым нам, во-первых, удалось сберечь научную школу, а во-вторых, компенсировать последствия утечки умов и привлечь в университет молодых людей. Сейчас такой проблемы уже нет: люди хотят работать, и, если человек талантлив, мы не выясняем, иногородний он или москвич, а просто оставляем его, выделяя ежегодно таким 15-20 квартир. Сейчас, в связи с юбилеем, дадим еще 30 квартир нуждающимся в жилье, и не только иногородним. Плюс к упомянутым программам есть еще одна: мы приглашаем выдающихся ученых из других городов и университетов с предоставлением жилья. Удалось привлечь около 100 академиков. Ю. И. Журавлев, Ю. И. Осипов, А. Б. Куржанский, О. М. Белоцерковский, Г. И. Марчук, Ю. А. Осипов-Осипьян - всё это величины в своих областях науки; мы их на каких-то условиях привлекаем для работы в университете.

В июне 1992 указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статус автономного высшего учебного заведения.

МГУ- крупнейший классический университет Российской Федерации, особо ценный объект культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов по 27 направлениям и 57 специальностям, аспирантов и докторантов по 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучаются более 40 тысяч студентов, аспирантов, докторантов, а также специалистов в системе повышения квалификации. При МГУ занимаются около 10 тысяч школьников.

За последние десять лет Московский университет окончили более 40 тысяч молодых специалис тов. Каждый четвертый выпускник получил диплом с отличием. В настоящее время только в пределах бывшего СССР работают около 200 тысяч наших выпускников, и редко встретишь вуз, где бы они не преподавали новым поколениям студентов.

МГУ - ведущий научный центр страны, в составе которого сформировались крупные научные школы, работали и работают нобелевские лауреаты, лауреаты Ленинской премии, Государственных премий СССР и России. Наша страна дала 22 лауреата Нобелевских премий, из них 14 - выпускники или профессора Московского университета. 12 процентов всех открытий, зарегистрированных в СССР, принадлежат его исследователям. Их труд отмечен 60-ю Ленинскими премиями, 120-ю Государственными премиями СССР. За последние десять лет более 40 работ ученых МГУ удостоены Государственной премии Российской Федерации. Только в подписанном недавно президентом указе из 29 работ, отмеченных Государственной премией за последний год, шесть выполнены сотрудниками Московского университета.

Учебный процесс и научную работу в МГУ обеспечивает уникальный коллектив - 2,5 тысячи докторов, почти 6 тысяч кандидатов наук, около тысячи профессоров и 2 тысячи доцентов и старших преподавателей. В Московском университете работают почти 300 академиков и членов-корреспондентов РАН и отраслевых академий. В фундаментальной и прикладной науке заняты 5 тысяч научных работников университета, ведущих исследования по 310 приоритетным научным направлениям и программам.

В структуре МГУ 29 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, более 350 кафедр, Научный парк, Ботанический сад, Научная библиотека, имеющая фонд в 9 млн томов, издательство, типография, культурный центр, школа-интернат, в которой обучаются около 300 талантливых ребят со всей России.

Московский университет - сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство. В МГУ тысяча отдельных зданий и строений общей площадью около миллиона квадратных метров, в том числе 8 общежитий, в которых проживают более 12 тысяч человек, около 300 км различных коммуникаций.

Своей ближайшей целью мы поставили освоение новой территории. Нам выделили участок земли на Ломоносовском проспекте напротив Главного здания МГУ. Там мы построили библиотеку, начинаем строить единственный в стране огромный междисциплинарный медицинский центр при университете, где будет применяться самая передовая методика, проводиться исследования в области клеточной медицины на основе опыта Германии и Японии. Начинается строительство двух корпусов для гуманитарных и естественных факультетов. По площади новая территория сравнима с уже существующей. Мы закупили на 37 млн долларов по германскому кредиту первую партию самого современного научного оборудования, которое уже работает на факультетах. Сейчас выделены средства для закупки второй очереди.

Составлен план из 800 мероприятий, приуроченных к юбилею. Среди них - издание целой библиотеки, серии из 250 книг "Классический университетский учебник" в одинаковых обложках, сборников лекций, прочитанных в разные годы лучшими преподавателями МГУ. В Историческом музее, там, где было первое здание МГУ, открыта юбилейная выставка, которая затем переедет в новое здание библиотеки , площадью 1000 квадратных метров, на Ломоносовском проспекте, где разместится музей истории МГУ.

МГУ возглавляет Учебно-методическое объединение классических университетов России, Российский союз ректоров, Евразийскую ассоциацию университетов . Московскому университету придан статус базовой организации по подготовке специалистов в области фундаментальных естественных наук. Сейчас в МГУ, кстати, обучаются 1300 студентов из стран СНГ наравне с российскими студентами.

О неоспоримом международном авторитете МГУ свидетельствует то, что многие выдающиеся ученые, в том числе и лауреаты Нобелевской премии, общественно-политические деятели зарубежных стран всегда считали и считают особой честью быть избранными почетными членами Московского университета. Среди них Иоганн В. Гёте и Фридрих Шиллер, Луи Пастер и Нильс Бор, Н. И. Пирогов и Д. И. Менделеев, Илья Пригожин и Ж. И. Алферов, Ромен Роллан и Тур Хейердал, Джавахарлал Неру и Индира Ганди, Чжоу Энь-Лай и Ясухиро Накасонэ, М. М. Плисецкая и М. Л. Ростропович, В. А. Гергиев и В. Т. Спиваков.

Перед Россией стоит задача создания конкурентоспособной высокотехнологичной экономики. А для этого потребуется большое число специалистов, вооруженных фундаментальными знаниями в области математики, физики, химии, биологии. Ведь недаром прагматичные Соединенные Штаты объявили национальным приоритетом повышение уровня математической и естественно -научной подготовки как в общеобразовательной, так и в высшей школе.

Отрадно, что такое понимание появляется и у российской молодежи: вот уже десять лет конкурс среди поступающих стабильно растет. На механико-математический, физический, химический, биологический и другие естественно-научные факультеты он достигает десяти человек на место, а на факультет мировой политики, где набор невелик, доходит до 2 В конкурсных вступительных экзаменах участвовали около 25 тысяч абитуриентов. Поэтому в прошлом году на ряд факультетов мы увеличили план приема.

Многое благодаря автономии Московский университет делает сам. Открыто 9 новых факультетов; за последние пять лет созданы 47 кафедр и 22 научные лаборатории; введено более 200 новых учебных планов и учебных программ, начаты научные исследования по новым 30 междисциплинарным программам; создан высокопроизводительный вычислительный кластер, первый по мощности в образовательных учреждениях России. И все это за счет заработанных преподавателями внебюджетных средств.

К слову сказать, Московский, университет зарабатывает самостоятельно сумму, превышающую существующее бюджетное финансирование.

Московский университет - принципиальный сторонник сохранения бесплатного образования. Средства, которые мы зарабатываем на платных образовательных услугах, поступают в основном за счет второго и дополнительного образования, обучения иностранцев. Российские контрактные студенты составляют лишь 15% общего числа студентов. При этом мы не только не уменьшили число бюджетных, то есть бесплатных, студентов, но даже увеличили их число на несколько сотен человек за счет собственных средств, значительную часть которых университет зарабатывает прикладными научными исследованиями и разработками высоких технологий. Создаваемый нами Институт новых углеродных материалов и технологий практически заложил основы новой отрасли промышленности. В нем уже сейчас работают около тысячи человек. Другой пример - развитие программирования: МГУ сотрудничает с авторитетными зарубежными компаниями, разрабатывающими программное обеспечение.

Университет остается крупнейшим инновационным центром. Первый в стране Научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии, открылся в МГУ более десяти лет назад. Свыше двух тысяч ученых МГУ вовлечены в инновационную деятельность.

Университет возрождает свои традиции. Ранее забытый день основания Московского университета - Татьянин день 25 января - стал общероссийским студенческим праздником. МГУ восстановил свой храм святой мученицы Татианы, медицинский факультет, публичный лекторий. Ведутся работы по реконструкции Ботанического сада МГУ на проспекте Мира, заложенного еще Петром I. Завершено строительство второй очереди корпуса молекулярной биологии общей площадью 15 тысяч квадратных метров.

К юбилею МГУ на орбиту выведен исследовательский спутник "Татьяна", сконструированный университетскими учеными. Кстати, при обсуждении деталей его запуска с командованием выяснилась любопытная деталь. Когда все было готово к полету Ю. Гагарина и напряжение на старте достигло предела, кто-то из наземной команды на заиндевевшем борту ракеты-носителя нацарапал пальцем имя своей любимой жены - "Татьяна" . Пуск прошел успешно, и с тех пор это имя стало своего рода талисманом.

Мы открыли филиалы в Севастополе (Украина) и Астане (Казахстан) и рассчитываем, что они станут важными культурными центрами, связывающими наши страны, будут активно способствовать изучению русского языка и культуры.

Мы серьезно думаем и о расширении влияния и об укреплении позиций Московского университета и в других странах. Речь идет о создании представительств Московского университета при ведущих университетах мира. Такие представительства уже созданы в США и Китае.

Разменяв четверть тысячелетия, Московский университет остается по-прежнему молодым, сохраняя лидирующие позиции в области образования и науки как в стране, так и в мире.

Академик В.Садовничий, ректор МГУ им.М.В.Ломоносова.Университет на Моховой



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)