[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)



Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам. В 1997 году состоялось эпохальное событиев мире компьютерных шахмат: впервые в истории компьютерная программа “DeepBlue” обыграла в матче с нормальным контролем времени чемпиона мира ГарриКаспарова. Впрочем, сразу после поединка Каспаров высказал предположение,что машине помогали гроссмейстеры, и потребовал матча-реванша. Однако фирмаIBM, в которой была разработана программа-победительница, отказалась продолжитьспор. Как показал анализ партий, Каспаров играл в несвойственной ему манере,больше занимаясь экспериментальной работой. Так или иначе пока еще нетоснований считать, что искусственный шахматный мозг превзошел человеческий. Но можно констатировать следующее: в блице и в быстрых шахматах (вигре с укороченным контролем) шахматисту, даже гроссмейстеру, все труднеепротивостоять машине; если же времени достаточно, то человек пока еще неуступает ей.Вот, к примеру, два состязания, в которыхучаствовал Вишванатан Ананд, в данный момент второй шахматист в мире порейтингу. В июне 1998 года в Германии состоялось несколько турниров побыстрым шахматам (25 минут на партию), и в одном из них участвовала программа“Fritz-5”. Она уверенно победила в турнире, набрав 9,5 очка из 11 и выигравдевять партий, в том числе у шести гроссмейстеров! На очко отстали такиекорифеи, как Иванчук, Корчной, Портиш. Посмотрите, как технично переигралперсональный компьютер известного гроссмейстера.“Fritz-5” — А. БелявскийИспанская партия е4 е5 Кf3 Кс6 Сb5 а6 Са4 Кf6 0-0 Се7 Ле1 b5 Сb3 d6 с3 0-0 p Кd7 1 d4 Cf6 1 а4 Сb71 аb ab 1 Л:а8 Ф:а8 1 d5 Ке7 1 Ка3 Са6 1 Се3 Фb8 1 Кс До сих пор все шло по теории. Теперь машина сильно проводит миттельшпиль,располагая свои фигуры на оптимальные места. 17...Кс5 1 Кb4 Сb7 19.Сс2 Ка6 2 К:а6 С:а6 2 Фе2 Сс8 2 Ла1 Сd7 2 Фd3 с6 2 dс С:с6 25.Ла6 Лd
2 Кp! Позиционный перевес белыхочевиден. 26...Фс8 2 Ла7 Кg6 2 Сb3 Лd7 2 Ла2 p 3 Кg4 Сg5 31.С:g5 hg 3 Фе3 Фd8 3 Ла6 Фс8 3 Ла1 Фd8 3 Лd1 Кf4 3 g3 Ке6 37.С:е6 fe 3 Ла1 Крh7 3 Кp Крg6 4 Фd3 Лf7 4 b3 Фf6 4 Кg4 Фе7 43.с4 bc 4 Ф:с4 Фе8 4 Лd1 Сb5 4 Фb4 Фс6 4 Ф:d6 4 Л:d6 4 Л:d6 Ле74 Лb6 Се2 5 f3 Лс7 5 Л:е6+ Крf7 5 Лb6 Лс2 5 К:е5+ Кре7 5 Кс6+ .Черные сдались.После завершения турнира состоялся поединокиз двух партий между “Fritz” и победителем главного состязания по быстрымшахматам Анандом (в двухкруговом турнире четырех супергроссмейстеров онобошел Каспарова, Крамника и Иванчука). И вице-чемпион мира отомстил засвоих коллег. В первой партии он переиграл машину в эндшпиле, во второйв позиции с явным перевесом и лишней пешкой решил форсировать ничью — 1,5:0,5в его пользу.“Фритц-5” — В. АнандИспанская партия е4 е5 Кf3 Кс6 Сb5 Кf6 0-0 К:е4 d4 Кd6 С:с6 dc de Кf5 Ф:d8+ Кр:d8 . Ананд избирает берлинскийвариант, в котором игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль. Несколькопассивный для черных план, но зато отсутствует богатая фигурная игра (например,как в предыдущей партии!), нет конкретных объектов для атаки и четких ориентиров,и машина постепенно теряет нить игры. Кс3 Кре8 1 Лd1 а5 1 p p 12.b3? Позволяет черным провести важный размен фигур, после чего их шансыстановятся выше. 12...Сb4 1 Сb2 С:с3 1 С:с3 с5 1 Лd2 b6 1 Лаd1Се6 1 а4 Ке7 1 Ке1 g5! 1 f3 Кс6 2 Крf2 Кре7 2 Сb2 Лhd8 2 с4Л:d2+ 2 Л:d2 Сf5 2 Кре3 Лd8 2 Л:d8 К:d8 . Кажется, окончание нетакое плохое для белых: три их пешки ферзевого фланга держат четыре, ана королевском фактически лишняя пешка. Однако гораздо важнее, что белыепешки b3 и е5 довольно слабы и обречены на гибель. 2 f4 gf+ 2 Кp:f4 Сb1 2 Кf3 Сс22 Кd2 Ке6+ 3 Крf3 Крf8 3 Кре3 Крg7 3 g4 Крg6 3 Крf3 p 3 Крf2hg 3 hg Сd1 3 Крg3 Крg7 3 Крp Крf8 3 Са1 Кре7 3 Крg3 Кf8 40.Сb2 Кре Обе упомянутые белые пешки взяты на мушку.
4 Са1 Кg6 4 g5 Крf5 4 е6 Кр:е Сначала погибает одна из них. 4 Сf6 Ке5 4 Крf4 Кd3+ 4 Кре3 Кс14 Сd8 Крd7 4 Сf6 К:b А затем и другая. 4 К:b3 С:b3 5 Крd2С:с4 5 Крс3 Се2 5 Крd2 Сf3 5 Крс2 Крс8 5 Се5 Крb Позициячерных выиграна, но ведь компьютер играет до мата, и оператор прекратилигру только через 40 ходов...Спустя месяц в Италии прошла еще одна интереснаявстреча Ананда, на сей раз с другой сильной программой — “Rebel-10”. Человеки машина состязались три дня подряд. Сначала состоялся матч из четырехпартий в блиц. Первые три закончились сенсационно: все их выиграл компьютер.И только в четвертой Ананд сумел “размочить” счет. В этот же день былисыграны еще две партии, уже с 15-минутным контролем. И тут перевес былна стороне машины: одна ничья и одна победа. Таким образом, первый деньпринес индийскому гению шахмат сплошные разочарования: счет 4,5:1,5 нев его пользу. Однако в следующие два дня состоялись полноценные партииАнанда с ЭВМ — по одной в день, с контролем 2 часа на 40 ходов и по 1 часуна все оставшиеся ходы. И здесь гроссмейстер был на высоте: первая партиязакончилась вничью, а вторую он выиграл. Но общий счет, увы, 5:3 в пользуэлектронного шахматиста. Приведем две партии этого матча: быструю победумашины в блиц и реванш Ананда в серьезной игре.В. Ананд — “Rebel-10”Дебют ферзевых пешек d4 d5 Кf3 Кf6 g3 g6 Сg2 Cg7 0-0 0-0 b Наверное, Ананд полагал, что, уйдя в сторону от теории,он повысит свои шансы. Однако электронный соперник действует энергичнои быстро захватывает инициативу. 6...с5 Сb2 Ке4 с3 Кс6 е3 Сg41 p сd 1 сd Сf5 1 Кfd2 Кf6 1 Кс3 Кb4 1 Кf3 Кd3 1 Са3 Лс8 16.Ке2 Се4 1 Кp Сp 1 Фd2 Ле8 1 Кg4 К:g4 2 hg Фс7 2 Лfd1 Фс2 22.Крf1 Ф:d2 2 Л:d2 b5! Компьютер эффектно жертвует фигуру, белые беспомощны.
24.f3 С:е3 2 Лdd1 f5! 2 fe fe 27.Л:d3 еd 2 Кf4 Лс2 2 С:d5+ е6 . Белые сдались. “Rebel-10” — В. Ананд Новоиндийская защита d4 Кf6 с4 е6 Кf3 b6 а3 Сb7 Кс3 d5 сd К:d5 Фс2 К:с3 bc Кd7 е4 с5 1 Сf4 Фс8 1 Сb5а6 1 С:d7+ Ф:d7 1 Ке5 Фс8 1 Фd3 b5 1 Фf3 Сd
1 К:f7 . Компьютер идет на длиннуюразменную операцию, но неправильно оценивает позицию. 16...С:f41 К:h8 Фс7 1 Фp+ g6 1 К:g6 hg 2 Ф:g6+ Фf7 2 Ф:f7+ Кр:f7 .Материальный перевес на стороне белых: ладья и три пешки против двух легкихфигур. Однако “Rebel” явно недооценивает силу двух слонов. 2 g3 Сp2 f3 сd 2 cd Лс8 2 p Лс2 2 g4 Се3 2 p Крg7 2 Лd1 а5 2 d5еd 3 Лp b4 3 аb ab 3 f4 Сf2+ 3 Крf1 Сс5 3 Кре1 d4 3 е5 Лс33 Лp b3 3 p+ Крh7 . Белые сдались.Еще один интересный матч по так называемым“продвинутым шахматам” (“advandce chess”) состоялся в Испании также летом1998 года. Встречались Гарри Каспаров, инициатор этого состязания, и болгарскийгроссмейстер Веселин Топалов. Смысл “продвинутых шахмат” состоит в том,что партнеры играют обычную партию, но обоим разрешено пользоваться компьютерами.Каждому из участников отводился один час на партию, и поэтому важно былоопределить, в какие именно моменты обращаться к машине, смотреть, что онапредлагает и рассчитывает. Каспаров и Топалов сидели за обычным шахматнымстоликом, но под углом к ним было еще по одному столу с компьютером. Общениес ЭВМ достигалось при помощи вращающегося кресла. Экран противника партнерыне видели, но зато их диалог с компьютерами был доступен зрителям, крометого, сама партия сразу поступала в Интернет.В этом матче оба соперника пользовалисьизвестной информационно-поисковой программой “Chess Base”, в их распоряжениибыла также игровая программа “Fritz-5”. Таким образом, у гроссмейстеровне было дебютных проблем в том смысле, что любая дебютная информация былаим доступна. И, главное, с помощью компьютера они могли исключить “зевки”,просчеты, неверные тактические решения.Надо сказать, что Каспаров реже обращалсяк компьютеру, а Топалов — чаще, и это, видимо, уравняло шансы партнеров.Парадоксально, но в пятой партии чемпион мира, скорее всего, проиграл из-засвоей помощницы, но об этом чуть ниже. Стоит отметить еще один нюанс. Рассуждениягроссмейстеров при обращении к компьютерам становились достоянием всегомира, и поэтому они избегали, в первую очередь Каспаров, избирать своикоронные дебюты, чтобы сохранить тайные варианты для более ответственныхбитв. Именно поэтому в первой партии Каспаров избрал черными редкий длясебя вариант и получил худшую позицию.В. Топалов — Г. Каспаров
Здесь после 32...Лf4 у черных хорошие шансына ничью, но они решили отыграть пешку. 32...С:b3? Если бы черныесейчас обратились к машине, то она бы забраковала это взятие. 33.с4! Этот ответ оказался для чемпиона мира неожиданным, теперь слон черных внеигры, и после 33...Лс8 34.Лс1 Лb7 35.Ла6 Лb4 36.Л:d6 Са4 37.Ле6 Лb338.Кd5 Сb5 39.Ле7 Са6 40.с5 Лf8 41.с6 Лb2 42.p Cd3 43.Л:е5 им пришлосьсдаться.В следующей партии Каспаров взял реванш,и первый день завершился с равным счетом (противники играли 3 дня, по двепартии в день). Третья партия закончилась вничью без особых осложнений.В четвертой чемпион мира пожертвовал пешку, Топалов взял ее (компьютероценивал позицию в его пользу), а затем и вторую, но попал под атаку, ив критический момент у него не выдержали нервы — у обоих партнеров былсильный цейтнот и не было времени посоветоваться с компьютером.Г. Каспаров — В. Топалов
38.Л:h7+ Kp:h7 39.Ce4 Kpg8? Правильнобыло 39...Kph8 40.C:f5 Cp 41.Фp Kpg7 42.Фg4+ Kph8 43.Фp с ничьей. 40.С:f5e4 41.Фp. Черные сдались.Итак, все думали, что матч завершаетсяв пользу Каспарова. Но самые увлекательные события произошли в пятой партии,где он опять пожертвовал две пешки. Компьютер помог Топалову отбить атаку,и в результате возникла такая позиция.В. Топалов — Г. Каспаров
Здесь черные могли сыграть 33...Л:с2 34.Кр:с2Фb2+ 35.Крd3 Ф:а2 36.hg Ф:b3+ 37.Кре2 Фb2+ 38.Крf1 Фс1+ 39.Ф:с1 С:с1 40.d6fg 41.d7 Cg5 42.C:g6 a5 с простой ничьей. Так Каспаров и собирался действовать.Однако сначала он обратился к “Fritz”, и тот порекомендовал ему предварительноувести пешку g из-под боя — 33...g5 .Эта потеря времени оказалась решающей.После 34.Фd2! Л:с2 35.Кр:с2 пешкаа2 уже под защитой белого ферзя, и дела черных плохи. Еще последовало 35...Фа136.Крd3 Фf1+ 37.Крd4 Фа1+ 38.Крс4 Фf1+ 39.Фd3 Фf2 40.b4! (теперь пешкаа2 теряется, но черных губит, как и в первой партии, неудачное расположениеслона). 40...Ф:а2+ 41.Фb3! Ф:b3+ 42.Kp:b3 Cc1 43.Cd3 Cf4 44.C:a6 Kpf845.Kpc4 Kpe7 46.Cc8 Cd6 47.Cf5 Kpf8 48.Ch7 Kpe7 49.b5 Kpd7 50.Cg8 Kpe751.b6 , и черные сдались.В шестой, заключительной, встрече Каспаровбелыми в очередной раз пожертвовал две пешки, но контригры не получил.Г. Каспаров — В. ТопаловАнглийское начало 1.d4 Kf6 2.Kf3 e6 3.c4 c5 4.g3 cd 5.K:d4Фb6 6.Cg2 Cc5 7.e3 Kc6 8.Kf3 0-0 9.0-0 Лd8 10.Kc3 Фа6 11.е4? ! Азартносыграно, стоило защитить пешку с4 посредством 11.b3 или 11.Kd 11...Ф:с412.Сg5 Ce7 13.e5 Ke8 14.C:e7 K:e7 15.Kg5 p 16.Kge4 Кс6 17.Kd6 Фс5 18.Ле1К:d6 19.еd b6 20.Лс1 Фа
У черных лишняя пешка, за которую чемпионмира не имеет достаточной компенсации. Его пешка, прорвавшаяся на d6, непредставляет опасности, и для полной консолидации сил Топалову осталосьсделать всего один ход 20...Сb 21.b4?! Ф:b4 22.Ле4 Фа5 23.Ла4 Фе5 24.Ле4Фа Топалов счел, что ничья с чемпионом мира в поединке почетна длянего, и идет на повторение ходов. После 25.Ла4 партнеры согласилисьна ничью. Между тем ферзь мог отступить в другую сторону — 24...Фf6, после25.Лf4 Фg6 26.Лg4 Фh7 он временно удалялся на край доски, но грозило f7-f5,и не видно, как белые могут воспользоваться предоставленным временем.Итак, ничья в партии и во всем матче —3: Последовавший блиц закончился со счетом 2,5:1,5 в пользу чемпионамира, но к “продвинутым шахматам” это уже отношения не имеет.Необычное шахматное шоу доставило многоудовольствия зрителям. А уровень игры “продвинутого” шахматиста (белкового+электронного),по мнению участников матча, очень высок, достигает рейтинга 300 Надополагать, что у нового, современного вида шахмат большое будущее. К сожалению,играть в них могут только гроссмейстеры. Если вы с приятелем захотите провестиподобный матч, то почти наверняка дело сведется к игре тех самых компьютерныхпрограмм, которые вы возьмете на вооружение...



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)