[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)



международный гроссмейстер по шахматной композиции Я. ВЛАДИМИРОВ. Кино- и телесериалы основательно вошли в нашу жизнь,ведь порой так трудно расставаться с полюбившимися героями и хочется узнатьоб их новых приключениях. Конечно, и в шахматах мы видим нечто подобное,когда знаменитые гроссмейстеры вновь и вновь вступают в бескомпромиссныепоединки за мировую корону или за "место под солнцем". Однако каждый разих поединки идут по новому сценарию, и священное правило "тронул -ходи"обычно не позволяет выяснить, как сложилась бы борьба, сыграй любой изпартнеров по-иному.Другое дело в шахматной композиции. Там можно предусмотретьразличные возможности защит черных и найти на каждую их них достойный ответ.Более того, прибегая к форме близнецов (т.е. минимально трансформируя позицию),можно выявить весь потенциал атакующих и защитных средств, заложенных внее автором. Побудителем оригинального творчества может послужить и ярчайшийфинал другого произведения. № Ж. ВИЛЬНЕВ-ЭСКЛАПОН I приз, "Schweizerische Schachzeitung", 1923Ничья 1.Kpp Kf5 2.C:b2 Л:p+ 3.Kpg5 Лp! 4.Ce5! Лf2 5.Cf4!Kd4 6.Ce3 Лf5+ 7.Kpg4 Лd5 8.Kpf4 Kpb6 9.Kpe4 Kpc5 10.Kpd3! , и возниклауникальная позиция, в которой, имея лишнюю ладью, черные не могут разрушитьоборону противника."Положение настолько замечательное, что хочется сделатьего не заключением этюда, а напротив, именно с него начать живую борьбу"- так написал один из теоретиков советского этюда Александр Гербстман.Вот какая у него получилась "вторая серия". № А. ГЕРБСТМАН I приз, "Schackvarlden", 1935Ничья 1.Cc3+ Лb2 2.Kpd1 ed 3.Kc2+! dc+ 4.Kpc1 Лhb Создалась позиция, близкая к финалу № 1, причем у черных еще больший перевес.Не будь у черных пешек, ничья была бы очевидной, а теперь же начинаетсядуэль слона и ладьи. 5.Cd4 Лb4! 6.Cc3! , но не Ce5? Лb3 7.Cd4 Лb5!8.Cc3 и 8...e5! с выигрышем у черных. 6...Лb3 7.Ce5! Плохо, конечно,7.Cd4? из-за 7...Лb5! Убедившись, что "оппозицию" не выиграть, черные пытаютсянадвигать пешки: 7...b5 8.Cd4 b4 9.Ce5 Лc3 10.C:c3 bc - пат, или 7...Лb5 8.Cd4! e5 9.Cc3 e4 10.Cd4 e3 11.C:b2+ Л:b2 - снова пат.В задачном творчестве, в котором силе противостоитвремя, возможно несколько путей создания шахматных "сериалов". Один изних связан с так называемыми продолженными задачами. В них исходнаяпозиция каждой новой задачи (серии) возникает после первого хода белых,сделанного в предыдущей позиции. При этом новая задача может как решатьсяв то же число ходов, так и иметь измененное задание.Вот характерный пример. № Д.БАКЧИ II приз, "Probleemblad" , 1971Мат в 2 ходаПятисерийная игра получается после последовательногопродвижения пешки а Позиция на диаграмме : 1.a4! Kp:c6 2.Ce4ґ. С пешкой на а4 решение такое : 1.a5 Kp:c6 2.Ф:f3ґ . Третья "серия"решается после 1.a6 Kp:c6 2.Фc5ґ . При пешке на а6 правильно 1.a7Kp:c6 2.a8Фґ , и наконец с пешкой а7 к цели ведет 1.a8K Kp:c6 2.Ф:f3ґ .А первой продолженной задачей признают старинную№ № Г. БОЛТОН "Chess Player's Chronicle", 1841Мат в 7 ходов1.Лb6? Kpc5!, и белые в цугцванге. Точнее 1.Лb7!Kpc5 2.Лb6! , и теперь в цугцванг попадают черные: Kpc4 3.Ke7 Kpc54.Kd5 Kpc4 5.Kc3 Kpc5 6.Ka4+ Kpc4 7.b3ґ . Второе решение с заданиеммат в 6 ходов (с ладьей на b7) было найдено в 1964 г. : 1.Kd6+ Kpc52.Kp:e5 Kpc6 3.b3 Kpc5 4.Kc4 Kpc6 5.Ka5+ Kpc5 6.b4ґ . Получился (поотношению к первому решению) идеальный эхо-хамелеонный мат, т. е. со сдвигомматовой позиции на один ряд вверх. Заметим, что первоначально задача былаопубликована со сдвигом на ряд вправо, но в ней нашлась дуаль 1.Лc7 Kpd52.Kf7 Kpd4 3.Ke5 Kpd5 4.Лc6 и т.д. 2...Kpe6 3.c4! Kpf6 4.Kg5 Kpg6 5.Лf7с матом в два хода. Пешка е5 добавлена для устранения побочного решения1.Лb7 Kpc5 2.Лc7+, и черный король получает досрочный мат в левой частидоски. № Д.УЭНРАЙТ "American Chess Bulletin", 1910Мат в 2 ходаА в этой задаче в каждой следующей "серии" к заданиюдобавляется ход. 1.b4! cb 2.C:b4ґ . Теперь с пешкой b4 получиласьпозиция трехходовки: 1.b5 ab 2.cb c4 3.Cb4ґ . Продвигается пешка(сейчас она на b5), добавляется и число ходов задания : 1.b6 cb 2.C:b6a5 3.c7 a4 4.c8Kґ . С пешкой на b6 мат удается дать только на шестомходу: 1.Kpg5 cb 2.C:b6 Kp:e6 3.c7 Kpe5 4.c8Ф Kpd6 5.Cc7ґ , 1...Kp:e62.bc - 3.c8Ф.Возможны два вида продолженных задач. В первом, как,например, в №№ 3 и 5, в новой позиции невозможен ход, решавший предыдущую.В этом случае авторам удается получить и более чем два решения. Второйвид присущ задачам на цугцванг, и он допускает только две вариации. № В.ЭНДРЕД "Westminster Gazette", 1925Мат в 4 хода 1.Ca2! d5 2.Cb1! d6 3.Л:d2 cd 4.c3ґ . При слонена а2 решает 1.Cg8! d5 2.Ch7! d6 3.Kf8+ Kpe5 4.Kd7ґ . Естественно,что со слоном на g8 получилась исходная позиция, решение которой мы ужевидели. Такая разновидность продолженных задач называется маятником.Несмотря на кажущуюся простоту образования новойпозиции, весьма сложно получить более двух позиций с разветвленными защитами.Чаще всего подобные задачи имеют такую игру уже в начальной позиции. № Ф.БЕРХАУЗEН I приз, "Essener Anzeiger", 1927Мат в 2 ходаНа любой ход черных уже все заготовлено: 1...d2 2.Л:d2 ґ ,1...Kg2 2.K:f3 ґ (1...c4 2.Фb6 ґ , 1...Kg- 2.Ф:e5 ґ ),но выжидательного хода нет, и приходится менять план. 1.Л2:f3! -цугцванг, 1...d2 2.Ke2ґ, 1...Kg2 2.Л:d3ґ (1...K:f3 2.K:f3 ґ ).Естественно, ладьей f3 назад вернуться нельзя, и в новой продолженной задачерешает 1.Ke3! - снова цугцванг, 1...d2 2.Kc2ґ, 1...Kg2 (K:f3) 2.K:f5ґ - во второй раз меняя ответы на одни и те же защиты. Точнотак же построены и следующие две задачи. № И.ШИФМАН I приз, "Aachener Anzeiger" , 1928Мат в 2 ходаВначале все заготовлено: 1...Kp:f3 2.0-0 ґ !, 1...e22.Cd2 ґ , 1...gf 2.Лp ґ , 1...d3 2.Ф:e3 ґ . Но и здесьнет выжидательного хода, поэтому после 1.Лp! на 1...Kp:f3 следует новый мат 2.Лf2ґ . Далее не выручает возвращение ладьи наp, так как белые потеряли право на рокировку. Правильно 1.Лd2! ed+2.C:d2ґ, 1...gf (e2) 2.Л:d4ґ . № Я.ВЛАДИМИРОВ I место, чемпионат Москвы, 1994-1995Обратный мат в 3 ходаИллюзорная (уже готовая) игра 1...abC 2.Фc6+ Kpd4 3.Фe4+С:e4 ґ , 1...abK 2.Kb6+ Kpd4 3.Фc3+ K:c3 ґ . 1.Kb5! - 1...abC2.Фd6+ Kpc4 3.Фd3+ C:d3ґ, 1...abK 2.Фb7+ Kpc4 3.Лc3+ K:c3ґ. 1.a4! abC 2.Фb7+Kpc4 3.Фe4+ C:e4ґ, 1...abK 2.Фd6+ Kpc4 3.Лc3+ K:c3ґ. Новый этап в развитии шахматных сериалов открыл проблемистиз далекой Находки. Занимаясь неортодоксальными задачами на кооперативныйпат, он сообразил, что их финальную позицию можно использоватькак исходную для другого популярного жанра - композиций на обратныймат. № 1 Т. АМИРОВ I почетный отзыв, "Probleemblad", 1962Кооппат в 5 ходов 1.Kb6 (в задачах на кооперативный пат, как имат, первыми начинают черные) 1...Л:d5+ 2.Cb5+ Лd3 3.Ca6 C:b6+ 4.Kpb5Л:c3 5.f2 Cg2, и черные запатованы совместными усилиями. Теперь женадо искать обратный мат, причем также в 5 ходов. Вот как выполняется новоезадание: 1.Лd3! Kpc4 2.Лe3 Kpb5 3.Лe4! Kpc6+ 4.Лc4+ Kpb5 5.Л:a4 Kp:a4ґ .Такой остроумный синтез получил название темы "Находки" .Интересный путь нашел и немецкий композитор, увлекавшийсязадачами на кооперативный мат. Он предложил продолжать выполнятьпрежнее задание, предварительно убрав с доски в финальной позиции матовавшуюфигуру. № 1 В. ФИХТНЕР "Шахматна мъсл", 1980Коопмат в 2 хода 1.Cc6 K:g5+ 2.Kpd5 Лd2ґ. Стороны выполнили задание,но если снять белую ладью d2, то можно дальше продолжать решение. 1.Cd7Kf7 2.Kpc6 Cg2ґ. Снимем теперь слона g2 : 1.Ce6 Cb8 2.Kpd7Ke5ґ . А теперь уберем и коня с е5: 1.Cd5 f7 2.Kpe6 feФґ . Заметьте,что черный король, как нитка за иголкой, тянется за своим слоном, а в заключительнойматовой позиции обе фигуры вернулись на исходные места!А в № 12, как ранее в № 5, в каждой последующей "серии"добавляется один ход. № 1 М. ГЕГЕНКОЛБЕ "Die Schwalbe", 1998Коопмат в 2 хода 1.Kpc7 Фe8 2.Kpd6 Фd8ґ . Снимем ферзя и будемискать мат уже в 3 хода. 1.Kpe7 d6+ 2.Kpf8 d7 3.Cg7 d8Фґ .Сейчас без белого ферзя - коопмат в 4 хода : 1.Ch8 f4 2.Kpg7 f53.Kpb6 Ke5 4.Cg7 K:f7ґ. Убираем коня и сооружаем матовую клетку на пятом ходу: 1.Kc5 Kpa1! 2.Ke6 fe 3.d1C! e7 4.Cdc2 e8Ф 5.Ccg6Фe3ґ . После снятия ферзя коопмат в 6 ходов дает оставшийся "в живых"последний солдат белого короля: 1.Cf8 cb 2.Cc5 bc 3.c3 c6 4.c2 c7 5.c1C!c8Ф 6.Cg5 Фf8ґ. И в заключение - продолженные задачи для самостоятельногорешения. В № 13 - только две позиции, а в остальных - по четыре. № 1 М. МЮНДЕЛЬ "Freie Presse", 1976Мат в 2 ходаПродолженная задача № 1 Д. БАКЧИ I приз, "Gazeta Czestochowska", 1975Обратный мат в 2 ходаПродолженная задача № 1 Ф. АБДУРАХМАНОВИЧ "Feenschach", 1985Коопмат в 2 ходаПродолженная задачаОтветы



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)