(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Кандидат исторических наук И. ЛИНДЕР.
Пушкин и шахматы - этой темепосвящена новая книга писателя и историкашахматной культуры Исаака Максовича Линдера.Предлагаем вниманию читателей фрагмент этойработы.
Уединясь от всех далеко, Они над шахматной доской, На стол облокотясь, порой Сидят, задумавшись глубоко, И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою.
В четвертой главе романа А. С. Пушкина"Евгений Онегин" есть такие строки,касающиеся Владимира Ленского и Ольги Лариной:
А ведь это тематически и художественнозавершенная миниатюра о шахматах, интереснаясама по себе и в то же время органическивплетенная в роман, отображала быт и нравыпросвещенного дворянства.
Комментируя эти строки, пушкинисты, какправило, оставляют их без примечаний,по-видимому, считая игру в шахматы в России вначале XIX века само собой разумеющимся занятием.
Любопытно, что в просторечии у любителей шахматтогда для обозначения шахматных фигур были входу термины, пришедшие с Запада в XVI-XVII веках:"королева", "тура" (или "башня") и"офицер". Однако в только что появившейся нарусском языке шахматной литературе к жизни быливозвращены старинные названия, употреблявшиесяеще во времена Киевской Руси: "ферзь","ладья", "слон". Только вместонаименования главной фигуры "царь", поинициативе первого русскогошахматного мастера А. Д. Петрова, понимавшегосложность варьирования этим именем даже вшахматах, его авторитетом было упроченонаименование - "король".
"Уединясь от всех далеко..." Обстановкадуховного интима - одна из прелестей шахматногодосуга. Тем более для влюбленной пары. Здесьтретий - лишний. Здесь партия не терпиткомментариев посторонних. Ибо мысли партнеровпоглощены не только борьбой фигур на шахматнойдоске...
При жизни Пушкина полное издание "ЕвгенияОнегина" вышло дважды - в 1833 и в конце 1836 года.Из многочисленных последующих изданий прошлогои нынешнего веков, проиллюстрированныххудожниками, в семи из них были помещены рисункина шахматную тему. Все эти иллюстрации собрал иопубликовал историк шахмат И. З. Романов (1920-1993).
Пушкину были ведомы и те и другие названия.Весьма вероятно, что именно знакомство с книгойПетрова "Шахматная игра, приведенная всистематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний наоныя..." - первой фундаментальной работой ошахматах на русском языке, увидевшей свет вПетербурге в начале 1824 года и полученнойПушкиным во время работы над четвертой главой, -послужило импульсом не просто для упоминания ошахматах, а для художественного отображения этойигры в романе. Ведь те строки были написаны вначале 1825 года. Очень может быть, что такоесовпадение не случайно.
Эта тенденция возобладала и в оригинальныхфантазиях петербургского шахматного мастераИльи Степановича Шумова (1819-1881), создавшего помотивам "Онегина" чисто шахматноесочинение, доставляющее любителям игрыэстетическое удовольствие элегантностьюзамысла и остроумием. Имя И. С.Шумова появилось на шахматном горизонте России всередине XIX века. И когда в 1851 году по инициативеанглийского мастера Говарда Стаунтона в Лондонебыл устроен первый в истории шахматмеждународный турнир, то среди приглашенныхкорифеев значились имена трех русских мастеров:А. Петрова, К. Яниша и их ученика И. Шумова. Однакони одному из них не довелось по разным причинамучаствовать в этом знаменитом состязании.
Каждый из рисунков по-своему любопытен иоригинален. А в целом они составили интереснуюветвь художественной шахматной Пушкинианы. И,пожалуй, самое примечательное для них -стремление художника выделить в шахматномпоединке роль Ольги, не обозначенной поэтом, новполне отвечающей духу давней фольклорной илитературной традиции изображения женскогопревосходства в сражении с представителемсильного пола.
Пушкинские строки из романа "ЕвгенийОнегин" навеяли Шумову мысль сочинитьнесколько партий и окончаний, игранных якобымежду Ольгой и Ленским. Уже через два месяцапосле того, как Илья Степанович начал вестишахматный отдел, в марте 1870 года, он заинтриговалчитателей журнала следующим сообщением:"Недавно мы были приятно изумлены чрезвычайноинтересным открытием: редакция"Всемирной Иллюстрации" получила несколько шахматныхпартий, игранных слишком сорок лет назад междулицами, изображенными в "Онегине", междуОльгою и Ленским. Очень жаль, что мы не имеемправа открыть настоящие фамилии этих любителей.Партии писаны рукою Ольги тем самымобозначением, какое мы употребляем, толькопо-французски..." Со следующего номера Шумовначал печатать эти партии со своимипримечаниями. Вот окончание первой из них,соответствующее замыслу Пушкина:
Яркий след оставил Шумов и в области задачнойкомпозиции. Им была издана первая в России книга,посвященная шахматной композиции (Петербург, 1867).А с 1870 года и до конца дней своих он редактировалкрупнейший российский шахматный отдел в журнале"Всемирная Иллюстрация". Вести этот отдел онначал уже на склоне лет, проявив замечательныйталант журналиста. Пропаганде шахмат служили исочиненные им изобразительные задачи изадачи-шутки, "литературные партии" сосвоеобразным юмором.
И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою.
Ленский - Ольга
Сейчас же заметив свою ошибку, Ленский хотелпеременить ход, но Ольга не позволила. Подумавнемного, она объявила ему мат в 6 ходов:
14.еf??
В других номерах Шумов поместил еще три партии,в каждой из которых начинал Ленский, проявившийзнание дебютной теории: в одной разыгранаиспанская партия ("Дебют Лопеса"), в двухдругих - королевский гамбит ("Гамбиткоролевского коня"). Первая партия незавершена в выигранном для белых положении, вдругих победила Ольга - на 22-м и 15-м ходах. Ипоследовали две остроумные позиции задачноготипа, в которых опять-таки превосходнойшахматисткой изображена Ольга. Одна названа:"Конец партии между Ольгою и Ленским".Впервые играя в сочинениях Шумова белым цветом,Ольга демонстрирует комбинационные способностии восхищает жениха. Вот "запевка"приведенной позиции:
14... Сс5+ 15.Кр:g2 Фе2+ 16.Крg3 Сd6+ 17.Сf4 Лg8+ 18.Крp Крd8+ 19.Фg4Ф:g4ґ.
"Партия была скучная (сицилианский дебют). На23-м ходу Ленский потерял коня и вообще игралрассеянно. Последний ход был пешкой h7-p. Теперьиграть Ольге, но в это время на одну из не занятыхшашками клеток села муха и преспокойно сталачистить свои запыленные крылышки. Ольгазагляделась на нее и что-то соображала.Вдруг с веселым смехом говорит Ленскому:"Знаете ли что... хоть это вовсе не женское дело,ну да ничего, на этот раз только... я из мухи сделаюслона, и тогда вам мат в 4 хода". Ленский былвосхищен шуткою Ольги..." Далее они затеялиспор, и последовали условия задачи: На какойклетке сидела муха? И как сделать этот мат,поставив на той клетке слона? Разумеется, явлениеслона считается первым ходом.
1.Са1 p 2.Крс1 p 3.Крb2 Крd4 4.Крb3ґ!
Решение: муха сидела на клетке а Послеустановления на этом месте слона следует игратьна цугцванг:
И уж совсем неожиданным сюрпризом длячитателей явилась изобразительная("скахографическая", по определению Шумова)четырехходовая задача "ее сочинения", гдефигуры расставлены в виде креста, - "ПамятникВладимиру Ленскому".
Так в журнале "Всемирная Иллюстрация" за1870 год (№№ 65-69) И. С. Шумов отметил сорокалетнийюбилей завершения Пушкиным "ЕвгенияОнегина". И с тех пор фантазии Шумовабеспрестанно кочуют по шахматным весям -журналам и газетным отделам, демонстрируяинтерес любителей шахмат к онегинскому эпизоду ик его остроумной шумовской интерпретации.
Мат в 4 хода 1.Крd1 Ф:d6 2.Ке6+ Ф:е6 3.Л:е6 Кр:d3 4.Лс4ґ
И. С. Шумов.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|