[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Эта известная "Попутная песня" М.И.Глинки на слова Н.В.Кукольника пользовалась огромной популярностью в середине XIX века и часто исполнялась самим композитором. "В тексте здесь нет и сотой доли того, что есть в нотах этой грациозно-задумчивой мелодии, - а в нотах опять нет и тени того, что было в очаровательном исполнении автором", - писал композитор А.Н.Серов в "Воспоминаниях о Михаиле Ивановиче Глинке".

Дым столбом - кипит, дымится
Пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нам же только остается констатировать, что слова пароход и паровоз в данном случае смешивались, что не было ошибкойН.В.Кукольника. У него же есть стихотворение "Встреча пароходов" (1836), где слово пароход употребляется в современном значении.

"Попутная песня" вошла в цикл романсов и песен под названием "Прощание с Петербургом". Вот что писал композитор о том, как появилась самая популярная песня из этого цикла: "Заказал дорожную коляску для себя - я хотел уехать из Петербурга (поэтому и собрание романсов названо: "Прощание с Петербургом"). Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме". Известно, что Михаил Иванович попросил своего друга Н.В.Кукольника, известного в то время драматурга, на слова которого он уже сочинял романсы и более крупные музыкальные произведения, написать стихи на уже готовую мелодию. Вот что записал Н.В.Кукольник в дневнике по поводу "Попутной песни": "... чрезвычайно оригинальная композиция изображает паровоз с его ежедневными ощущениями; переходы весьма замечательны. В области музыки мне не встречалось еще ничего подобного".


Пароход "Веста" Черноморского флота (водоизмещение 1800 тонн, скорость хода 12 узлов). Построен "Русским обществом пароходства и торговли" в 1858 году. 11 июля 1877 года "Веста" (под командованием капитан-лейтенанта Н.М.Баранова) встретилась в районе Констанцы с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд" и была вынуждена вступить в бой. Искусное маневрирование "Весты" лишило противника возможности использовать свое превосходство в артиллерии. Пароход нанес турецкому броненосцу тяжелые повреждения и заставил его прекратить бой и уйти. В том бою были применены новые приборы управления огнем.Для обозначения пароходов первоначально использовали несколько различных слов и словосочетаний (наименований): паровое судно, паровой пакетбот, паровик, стимбот и пироскаф. Например, "11 июня н. ст. отправилось паровое судно "Лондон-Энгинер" из Фальмута в Египет. Это первое паровое судно, пустившееся в столь далекий путь" ("Северная пчела", 1825, № 7). Слово стимбот не сохранилось в русском языке, хотя в английском оно до сих пор встречается (steamboat - "пароход", буквально "паровая лодка"). В русском языке имеется другое английское заимствование - стимер - "род пассажирского судна, пароход" (англ. steamer), оно фиксируется нашими словарями. В Словаре современного русского литературного языка читаем в качестве примера: "Были здесь и настоящие стимеры, прекрасные гармонией всех своих частей, и милые, маленькие частные яхты". Брюсов. На "Св. Лазаре".


Модель первого российского паровоза, построенного механиками отцом и сыном Е.А. и М.Е.Черепановыми в 1833 году.Два слова какое-то время существовали как синонимы. Так, например, "Горный журнал" в 1835 году писал, что Е.А. и М.Е.Черепановы на Нижнетагильских горных заводах Демидовых в 1833 году построили "сухопутный пароход". В очень известном журнале того времени "Библиотека для чтения" (1835, № 2), в статье "Чугунные дороги", читаем: "Дым и газы, освобождающиеся от пароходных повозок, в короткое время делают воздух негодным для дышания, так что, если карета за каретою следует невдалеке, путешественник задыхается в чадной атмосфере". В 1836 году появляется сочинение В.Гурьева "Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России". Но, разумеется, должна была произойти четкая дифференциация понятий, и это случилось довольно быстро и закрепилось в языке. Уже в нормативном словаре 1847 года, который назывался "Церковно-славянский словарь русского языка", проводится четкое разграничение понятий: паровоз - это "повозка, движимая силою паров", а пароход - "водоходное судно, приводимое в движение парами". Но в литературе еще какое-то время продолжало употребляться существительное пароход в старом значении, например, в "Отечественных записках" за 1859 год встречается словосочетание "сухопутные и морские пароходы".

Слову пироскаф повезло больше: оно используется в стилистических целях и по сей день. Заимствованное из итальянского языка - piroscafo с тем же значением восходит к греческому рyr - огонь и skaphos - судно. Слово пироскаф употреблял А. С. Пушкин: "Если мне откажут, думал я, поеду в чужие края, - и уже воображал себя на пироскафе... Пироскаф тронулся - морской, свежий воздух веет мне в лицо" (1830). Всего оно встречается у поэта шесть раз (по данным Словаря языка Пушкина). Это же слово находим у Е.А.Баратынского: так он назвал свое стихотворение (1844). Теперь существительное пироскаф признается устаревшим, но в стилистических целях (для создания колорита эпохи) его употреблял К.Г.Паустовский: "Издавна Аландские острова считались родиной парусных кораблей. Здесь... жили знаменитые корабельные мастера... Они смотрели на дым от первых "пироскафов" ("Северная повесть").

Уж якоря готов отдать
Тяжелый двухмачтовый стимер:
Ему на Конго курс держать...
А. Блок. Антверпен

Паровозы появляются несколько позже - в конце 30-х годов XIX века. Так, в газете "Северная пчела" (1836) помещено сообщение: "Вторичные опыты будут произведены в будущее воскресенье, 4-го октября, немедленно по прибытии паровых машин (locomotives), которые для отличия от водяных пароходов можно было бы назвать паровозами".

В Толковом словаре В.Даля на слово пар находим: "паровик, паровое судно, пароход, судно, движимое парами, посредством лопаточных колес или винта с лопастями".

Итак, появившиеся в России в начале XIX века паровые машины - пароходы и паровозы нашли отражение в русском языке не сразу: пароход с 20-х годов XIX века, а паровоз позже - с конца 30-х годов.

В словаре В. Даля читаем: "паровая повозка, паровоз, бегущая силою паров". Кстати, там же наряду со словосочетанием паровозный котел встречается паровозный поезд.

Первый речной пароход, названный "Клермонт", сконструировал американский инженер Р.Фултон в 1807 году. Он совершил первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В России первый пароход "Елизавета" построили в 1813 году, паровое судоходство открыли в 1815 году. Пароход курсировал по Неве между Петербургом и Кронштадтом.

Кандидат филологических наук Р.КИМЯГАРОВА.Подробности для любознательныхПервый паровоз изобрел французский инженер Ж.Кюньо в 1769 году. Это был проект повозки, "движимой действием водяного пара, образуемого огнем". Деревянная повозка на трех деревянных колесах - одно впереди, два позади - снабжена небольшим паровым котлом и машиною с вертикальным паровым цилиндром, вращающим переднее колесо с зубцами. Первые опыты, проведенные в Париже в 1770 году, оказались неудачными. Затем в Англии в 1802 году сконструировали модель, а в 1804 году - паровоз, который уже мог везти поезд с грузом. Он был на колесах с горизонтальным паровым цилиндром, помещенным спереди, и скрытым внутри котлом.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)