[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Родился он в 1903 году в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению. До дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида.

По воскресным дням гимназисты выезжали за город, бродили по окрестным местам, стараясь почувствовать себя разведчиками, следопытами, "робинзонами". Пекли в золе костра картошку, варили в котелке уху, ночевали в построенных своими руками шалашах. Среди гимназистов был и Коля Верзилин, будущий ученый-биолог, педагог, писатель-популяризатор.

В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии ("Агробиологический участок средней школы", "Опыт с растениями в живом уголке", "Внеклассная работа по ботанике", "Методика работы с учащимися на школьном участке", "Как сделать гербарий"), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством.

В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Лето они проводят в палатках, постигая законы жизни настоящих лесных разведчиков. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 году он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей.

Деятельность Верзилина как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 году его избирают член-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967-м - утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена.

Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках "Основы методики преподавания ботаники" и "Общая методика преподавания биологии" (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издает книгу "Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее". Ботаник и педагог, он все делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений.

Для меня, тогда пятиклассника, книга "Путешествие с домашними растениями" , предлагающая проделать занимательные опыты со всевозможными растениями, оказалась настолько увлекательной, что я запомнил ее на долгие годы. Это была та же "робинзонада", но только теперь в своей комнате, на своем подоконнике.

Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как ученый и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа "Лечебница в лесу" - первая работа для детей, первая проба писательского пера - появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. А в 1946-м он выпускает адресованную детям книгу "По следам Робинзона", в которую входят более сотни очерков о "тайнах" дикоросов - дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребенку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина - "Путешествие с домашними растениями" (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все они - пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков.

Прежде чем написать очередную книгу - "По садам и паркам мира" (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая - "Пылинки дальних стран" (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями).

Такой же занимательной была следующая книга Верзилина - "Растения в жизни человека" (1952) - маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто еще не полюбил ботанику.

Все популярные работы Верзилина не "чисто" ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы "вкраплены" в тексты детских книг Н. Верзилина "Тропинка в лес" (1956) и "Цветы из сада" (1962).

Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: "В саду Мичурина", "Лес и жизнь" (1966), "В. И. Вернадский" (1982).

Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, "По садам и паркам мира" выходили дважды; "Путешествие с домашними растениями" - четырежды (последнее издание вышло с измененным названием - "Райский сад на подоконнике"). Книга "По следам Робинзона" переиздава лась семь раз. Отличается хорошим оформлением ее последнее (юбилейное) издание (М.: Дрофа, 2004), редактор Н. Рожкова, художники О. Каменская, Ю. Христич, П. Шевелев. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии.

Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича - "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" (1984).

Предлагаем читателям главу из книги Н. М. Верзилина "Путешествие с домашними растениями".

В течение полувека выходят научно-популярные работы профессора Верзилина. В детстве или юности многие из нас, особенно те, кто интересовался ботаникой, читали их. Тем не менее можно вовсе не быть натуралистом, но с интересом и не без пользы читать Верзилина. В любом возрасте.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)