[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Для нас апрель - символ успехов отечественной космонавтики. Одним из лидеров в ракетостроении и создании космических аппаратов безоговорочно признан Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева. Одно из старейших московских предприятий, всегда работавшее в области высоких технологий, с начала 1960-х годов занято проектированием и строительством тяжелых ракет и космических аппаратов. Именно здесь созданы легендарные ракета "Протон", космические станции "Салют" и орбитальный комплекс "Мир". В преддверии Дня космонавтики на вопросы редакции отвечает генеральный директор центра А.А.Медведев. Беседу ведут специальные корреспонденты журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь " А. Магомаева и А. Дубровский.- Александр Алексеевич, общеизвестно, что освоение космоса требует огромных затрат. Прежде денег не жалели, поскольку успехи в этой области были вопросом престижа государства. Теперь времена другие, и читателям интересно знать, что сейчас дает космос людям.

- Все начиналось с ракет, способных наносить удары по территории противника. Со временем полеты в космос стали преследовать и хозяйственные цели. Огромную пользу, которую получает человечество благодаря присутствию в космосе, подтверждает хотя бы тот факт, что не только США и Россия, не только европейские страны и Китай, но и Япония, Корея, Малайзия, Индия начали вкладывать средства в космическую отрасль. Космический бюджет отнюдь не богатой Индии достигает 500 млн долларов в год. Мы вкладываем в два раза меньше, но производим за год 30 пусков (против 1-2 в Индии). Подготовку и осуществление запусков космических аппаратов теперь финансируют и частные компании.

Узнавая из телевизионных новостей о погоде на завтра, мы подчас и не задумываемся, что данные о процессах, идущих в атмосфере, метеорологи получают благодаря снимкам, сделанным из космоса. Или посмотрите на жилые дома в Москве - сколько на фасадах спутниковых тарелок!

Космические спутники имеют для России, возможно, даже большее значение, чем для многих других государств. В нашей стране существуют огромные малонаселенные территории без всякой инфраструктуры. Но там летают самолеты и вертолеты, работают люди. Обеспечить им бесперебойную связь и навигацию можно только из космоса.


Ракета "Ангара" в цехе ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.А системы космического мониторинга? По фотографиям со спутников можно узнавать о перспективах на будущий урожай и даже открывать месторождения полезных ископаемых. Можно следить за состоянием огромных лесных массивов - снимки в инфракрасных лучах показывают, где возникают очаги болезни. То же касается лесных пожаров, наносящих стране ущерб в миллиарды рублей. Если будет действенная система мониторинга - будет и четкий контроль ресурсов и их использования.

- Какие возможности у нас есть, чтобы создать эффективную систему мониторинга?

- Сегодня мы создаем целостную систему, в состав которой войдут семь космических аппаратов и развитая наземная структура, предназначенная управлять этой группой спутников. Мы работаем в соответствии с федеральной программой и первый спутник запустим уже летом этого года. А самое позднее - к 2007 году полностью развернем сеть космического мониторинга. С ее помощью будем получать информацию для разных отраслей - от сельского хозяйства и геологии до рыболовства и топографии.

- Можем ли мы делать дешевые и экологичные ракеты?

- В мировой космонавтике сейчас очень четко проявилась тенденция снижать затраты на создание космических аппаратов, систем слежения и управления, а также ракет-носителей, которые доставляют эти аппараты на околоземные орбиты. Спутников в настоящее время запускают много. Они различаются и по назначению, и по массе, и по размерам. Понятно, что использовать один тип ракеты для вывода многотонного спутника и спутника массой в несколько десятков килограммов нецелесообразно. Но и создавать под каждый спутник свою ракету бессмысленно. Сейчас в России используются ракеты-носители шести типов - и даже этого слишком много. Наша цель - перейти к двум, максимум трем типам ракет. Пока уверенно можно говорить о двух типах ракет, которые будем применять в будущем. Во-первых, это "Союз-2", представляющий модернизированный вариант знаменитой королевской "семерки", его первый пуск должен состояться в нынешнем году. Во-вторых, новое семейство ракет "Ангара".

- "Ангару" называют ракетой будущего? Расскажите о проекте поподробнее.

- Работы над этим типом ракет мы начали в 1995 году. Руководство страны определило главную задачу: обеспечить России независимый выход в космос. В ХХ веке большинство космических аппаратов запускали с Байконура. Сергей Павлович Королев в преддверии космической эры неслучайно выбрал для космодрома это место. Оно находится на юге, и оттуда дешевле запускать спутники на геостационарные орбиты, близкие к плоскости экватора. Кроме того, Байконур был расположен вдалеке от государственных границ, поэтому отделявшиеся первые ступени просто не могли попасть на территории соседних стран. Падение ступеней ракет на нашу территорию - тоже зло, но вынужденное; нам не повезло, как американцам: те запускают ракеты с мыса Канаверал во Флориде, и первые ступени благополучно падают в Атлантический океан и тонут.


В конструкциях ракет "Ангара" разных классов применяются унифицированные узлы (размеры приведены в миллиметрах ).Теперь Байконур в Казахстане, пусть дружественной, но независимой стране. Благо, президенты России и Казахстана договорились о продлении аренды космодрома до 2050 года. Но все равно в наших отношениях присутствует один щекотливый момент: мы запускаем спутники не только гражданского, но и военного назначения. Если руководство Казахстана начнет против этого возражать, то не будь у нас других космодромов, в частности Плесецка, Россия оказалась бы в трудном положении.

- Значит, Плесецк - некая подстраховка?

- Плесецк удобен и в другом отношении. Принято считать, что, чем ближе место старта к экватору, тем лучше. Поэтому и строят космодромы в Африке, создали даже плавучий "морской старт", который можно расположить непосредственно на экваторе. И действительно, запуская спутник на геостационарную орбиту из средних широт, приходится сообщать ему дополнительную скорость 450-470 м/с. Но на геостационарные орбиты выводят в основном спутники связи и телевизионные ретрансляторы. Находясь на такой орбите, спутник как бы "зависает" над одной точкой земной поверхности, и не нужно постоянно подстраивать антенну, чтобы сохранять устойчивый прием.

Однако назначение спутников далеко не ограничивается телевидением. Метеоспутники, например, должны наблюдать за всей поверхностью Земли, а для этого больше подходит полярная орбита. При выводе спутника на такую орбиту с северного Плесецка дополнительная скорость только мешает. И мы разрабатываем ракеты семейства "Ангара" с расчетом запускать их именно с Плесецка. С Байконура продолжат стартовать ракеты с пилотируемыми кораблями и коммерческими аппаратами.

Создавая "Ангару", мы преследовали и те цели, о которых вы упомянули: экологичность и экономичность. Размер ущерба, который мы наносим природе, в первую очередь определяется видом топлива. К сожалению, никто, и мы в том числе, не застрахован от аварий, и падение баков первых ступеней ракет с остатками топлива очень болезненно воспринимается общественностью. Мы разделяем озабоченность экологов: ведь использовавшиеся компоненты топлива, например азотный тетраоксид (АТ) или несимметричный диметилгидразин (НДМГ), ядовиты (в скобках я бы заметил, что выбросы промышленных предприятий вредят природе в несравнимо большей степени, чем разлившееся ракетное горючее). Поэтому для "Ангары" мы выбрали относительно безвредные керосин и кислород.

Теперь об экономичности. В середине шестидесятых годов, когда создавался знаменитый "Протон", нам выделяли столько средств, сколько мы просили. Правда, ограничивали - и очень жестко - в сроках. Сегодня наши ресурсы уменьшились, и мы применили известное правило: чем больше в конструкции унифицированных деталей и узлов, тем она дешевле. Начали с разработки универсального модуля первой ступени. Им комплектуются все классы ракет - от легкого до сверхтяжелого. Сделали мы одинаковыми и топливные баки. Раньше, скажем, после изготовления шпангоута (детали, соединяющей цилиндрическую часть бака со сферической) для одного бака приходилось перепрограммировать станок, а на это уходило немало времени. Наконец нам удалось обойтись всего шестью двигателями, тогда как на том же "Протоне" их в два раза больше.

В "Ангаре" номенклатура деталей меньше, значит, серийность ее производства повышается, а стоимость соответственно становится ниже.

- А что нового в разгонном блоке "Ангары"?

- Разгонный блок "Ангары" представляет собой комплекс топливных баков и двигателя второй ступени. Он начинает работать после отделения первой ступени и доводит скорость ракеты до космической. В перспективе мы планируем оснащать ракеты кислородно-водородным разгонным блоком (КВРБ), а пока будем пользоваться блоком "Бриз-М", созданным для "Протона".

Это относительно новая разработка. Прежде на "Протон" ставили разгонный блок "ДМ" длиной 6,5 м. У "Бриза" длина составляет всего2,6 м (мы его даже называем "таблеткой"), следовательно, под обтекателем удается разместить больше полезного груза.

Особенность нового разгонного блока состоит в том, что его двигатель допускает до десяти включений. Поэтому с помощью блока можно вывести одной ракетой несколько спутников, причем каждый - на свою орбиту: ракета выходит на первую орбиту, отстыковывает спутник, включается двигатель, ракета переходит на новую орбиту, отстыковывает второй спутник и так далее.

Что касается кислородно-водородного блока, мы возлагаем на него большие надежды. В абсолютных цифрах этот блок получается дороже как по конструкции, так и по стоимости горючего (водорода). Но он может доставить на орбиту такой тяжелый аппарат, с каким "Бризу" не справиться. Если взять в качестве примера низкую (до 200 км) орбиту с наклоном 63° (по широте космодрома Плесецк), то есть энергетически самую выгодную, то оснащенная кислородно-водородным разгонным блоком "Ангара" тяжелого класса выведет на нее до 27 тонн полезного груза. При старте с того же Плесецка ракета выведет на геостационарную орбиту высотой около 38 500 км (это, напротив, самый тяжелый с точки зрения затрат энергии случай) аппарат массой до 4,5 тонны.

- Можете назвать сроки, когда начнутся пуски "Ангары"?

- Мы планируем провести первый пуск в 2005 году. Прежде чем пуски станут регулярными, нужно набрать статистику. Поэтому вначале ракеты станут летать 1-2 раза в год. Постепенно соотношение числа пусков "Протона" и "Ангары" поменяется в сторону последней. Но в течение лет десяти летать будут и та и другая ракета.

- Кроме ракет вы создаете космические аппараты?

- Очень важное направление нашей работы - малые космические аппараты. К ним относятся устройства массой 500-600 килограммов. Достижения высоких технологий позволяют обеспечить им такие функциональные возможности, какие прежде были у "монстров", весивших от 3 до 10 тонн.

В области космических аппаратов наиболее обещающим можно считать проект универсальной платформы "Яхта". Здесь есть аналогия с железной дорогой: наша "Яхта" выполняет ту же роль, что и вагоны-платформы товарных поездов, - они все одинаковые, а грузы на них перевозят самые разные.


Разгонные блоки "Бриз-М" предназначены для вторых ступеней ракет "Протон" и "Ангара".Любой спутник или космический аппарат состоит из двух основных частей: целевой, ради доставки которой на орбиту и производят пуск, и сервисной. Целевой блок может представлять собой телескоп для наблюдения за поверхностью Земли или за объектами Вселенной, радар, ретранслятор телевизионных сигналов. Сервисный блок должен производить ориентацию космического аппарата, стабилизацию его положения в пространстве, обеспечивать себя и целевой блок электроэнергией. Ясно, что целевой блок на каждом аппарате уникален, а вот сервисный можно сделать универсальным и тем самым во много раз снизить затраты на разработку и изготовление космического аппарата.

Пока наша "Яхта" существовала лишь в чертежах, но сейчас мы приступили к созданию на ее базе аппарата "Монитор" для наблюдения из космоса за поверхностью Земли и телекоммуникационного спутника для Казахстана.

- И в заключение, пожалуйста, несколько слов о работах на дальнюю перспективу.

- Я уже рассказывал о кислородно-водородном разгонном блоке - его мы начнем эксплуатировать в 2006-2007 годах. Кстати, в мае 2003 года в Индии была запущена ракета-носитель с разгонным блоком "12 КРБ", изготовленным в нашем центре. В нем как раз используется кислородно-водородное топливо.

Сегодня перед нами стоит важная задача: исключить падение отработавших ступеней ракет-носителей на землю. Блоки первой ступени будут после отделения от ракеты возвращаться к месту старта, а вторая ступень, головной обтекатель и другие фрагменты - выводиться на баллистическую траекторию и падать в акваторию Мирового океана.

С этой целью совместно с НПО "Молния" мы разрабатываем многоразовые ускорители "Байкал" для ракет-носителей семейства "Ангара". Их станут использовать для первых ступеней. Блоки будут отделяться, когда ракета достигнет скорости, в 6-7 раз превышающей звуковую. Такая скорость не настолько велика, чтобы при возвращении "Байкалов", когда те войдут в плотные слои атмосферы, их конструкция нагревалась до опасно высоких температур. Следовательно, можно обойтись без теплозащитного покрытия, применяемого на американских челноках и нашем "Буране", и сделать использование "Байкалов" намного дешевле.

После отделения у ускорителя раскрывается крыло, и он планирует к месту старта, подчиняясь командам бортовой системы управления.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)