(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Речь идет о патине - тончайшей пленке окислов меди. Плотная патина, нарастающая на поверхности бронзовой скульптуры в неагрессивной атмосфере за 80-120 лет, не только украшает скульптуру и подчеркивает возраст (что немаловажно для монумента), но и защищает ее поверхность от дальнейшей коррозии. Самым ценным и эффективным в смысле защиты является нижний слой патины - слой закиси меди - куприта.
В Западной Европе благородную патину берегут и защищают вместе с металлом памятника от агрессивной городской атмосферы. В Санкт-Петербурге же исторической патины на многих памятниках попросту нет. Еще совсем недавно в реставрационной практике применялось депатинирование. Всю патину снимали с поверхности памятника (обычно кислотой), при этом стравливали и основной слой куприта. А вместо исторической патины химическим путем создавали искусственную, чаще всего сульфидную патину. Памятник вначале выглядит "как новенький", но слой сульфидной патины тонок и трещиноват, поэтому является плохой защитой. Кроме того, сульфидная патина быстро перерождается, в результате чего поверхность монумента приобретает темно-серый, чугунный вид. При тотальном перепатинировании монументы Санкт-Петербурга приобрели не свойственную бронзовым изделиям окраску и лишились своей основной защиты от атмосферной коррозии - слоя куприта.
Из-за возросшей агрессивности атмосферы на перепатинированных памятниках начинает образовываться "дикая" рыхлая патина, усугубляющая процесс разрушения поверхности. Скорость этого процесса зависит от места расположения монумента и от способа первоначальной обработки его поверхности.
Например, на памятниках И. А. Крылову П. Клодта в Летнем саду, Петру I Б. Растрелли у Михайловского замка или Екатерине II М.Микешина у Александринского театра, стоящих внутри зеленых зон не вплотную к транспортным магистралям, дикая патина образуется медленнее, чем на памятниках "Николай I" и "Укротители коней" П.Клодта. На последних, стоящих низко над проезжей частью напряженной транспортной магистрали Невский проспект, "дикая патина" образовалась уже через полтора года после очередного перепатинирования.
Если учесть, что для создания искусственной патины используется медь самого памятника, то станет очевидно, что частые перепатинирования быстро исказят его. В составе "дикой патины" появляются именуемые "бронзовой болезнью" злокачественные новообразования. "Бронзовая болезнь" может привести к полному превращению металла в соли меди, то есть не только к искажению рельефа, но и к полному его исчезновению, образованию отверстий.
При последней реставрации "Укротителей коней" было установлено рентгенофазовым методом, что "бронзовой болезнью" поражена вся поверхность всех четырех скульптурных групп, а глубина образовавшихся каверн достигла трети миллиметра, что грозило утратой авторской поверхности.
Даже на навершии Александровской колонны, на высоте 47,5 метра над Дворцовой площадью, обнаружены очаги "бронзовой болезни". Одновременно там же, как и на всех отреставрированных нами памятниках, установлено наличие большого количества окиси кремния, внедрившегося в верхний слой "дикой патины". Это свидетельствует об увеличении количества пыли в ветре, обдувающем монументы, и, значит, о его абразивном воздействии на поверхность. На позолоте ангела со шпиля Петропавловской крепости также отчетливо видно абразивное воздействие - это одна из причин выхода новой сусальной позолоты из строя.
Возрастание агрессивности атмосферы города стало общемировой тенденцией из-за стремительного развития промышленности и увеличения количества транспорта на улицах. В развитых странах во второй половине двадцатого века агрессивность атмосферы начала падать благодаря специально принятым мерам. В Санкт-Петербурге же за последние 10 лет количество автомашин увеличилось в три раза, большинство из них имеют изношенные двигатели и используют низкокачественное топливо. В результате концентрация агрессивных веществ в воздухе и атмосферных осадках сильно возросла. Все мы это видим хотя бы по белому осадку, разрушающему обувь. На поверхности же монументов наблюдается ускоренный рост рыхлых слоев "дикой патины". Нельзя не считаться с этими изменениями. Реальные техногенные факторы в сочетании с нашим не очень благоприятным климатом не позволяют ограничиваться классическими методами реставрации некоторых памятников, поскольку они уже не обеспечивают долговременную сохранность монумента.
Например, при реставрации "Укротителей коней" пришлось разрабатывать новый способ создания защитно-декоративного покрытия - плазменное нанесение тонкого слоя закиси меди, то есть того слоя, который в утраченной скульптурами патине осуществлял бы защиту от атмосферной коррозии. Современные высокие технологии позволили не только вернуть памятнику этот слой, но и максимально усилить и продлить его защитное действие.
В. СОРИН, художник-реставратор, главный специалист реставрационно-строительной фирмы "Интарсия" (Санкт-Петербург) Подробности для любознательных
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|