[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Не стесненный жесткимпротиводействием партнерашахматный композитор можетвоплощать на доске причудливые иоригинальные комбинации и включатьв замысел маневры, которые могли бывызвать не только чисто игровыеобразы. В композиции оченьпопулярны самые разнообразныегеометрические идеи, когда ходыглавных действующих лицвычерчивают на доске четкиеграфические узоры, всегдавпечатляют и запоминаются дуэлифигур. Любят шахматисты и такназываемые скахографическиезадачи, в которых начальноерасположение фигур образуеткакой-то рисунок, знак или символ.Сегодня речь пойдет о сюжетах,игровой подтекст которых можетвызвать ассоциации с хорошо намзнакомыми реальными и мифическимипредставителями нашей фауны.

Я. ВЛАДИМИРОВ,международный гроссмейстер пошахматной композиции.

№ Г.БОЛТОН 1841

Вот уже много лет любителейшахмат радует следующая малютка снекомплектным материалом.Хитроумные и слаженные действиятройки "рысаков", безусловно,впечатляют и создают образхарактерного "танца маленькихлошадей".

В середине 50-х годов известныйэтюдист Гиа Надареишвили предложилтему "Мхедрули", что в переводес грузинского означает коневая.Тема посвящена разработке четкоговзаимодействия коней, позволяющегообразовать вечное (или частичное)нападение на короля. На редкостьизящно тема воплощена в №

1.Ke4! Крf5 2.Крe3 Крe5 3.K6g5 Крf5 4.Kf3 Крg45.Kd4 Крp 6.Kf5+ Крg4 7.Kg7 Крp 8.Крf2 Крg4 9.Kg6Крp 10.Kf6 Крp 11.Kf4 Крp 12.Kf5 Крp 13.Kg4+ Крp14.Kg3? . Сменяя горизонтальные узоры(после 5-го хода) на вертикальный(после 12-го), белые кони искуснозагоняют в угол черного короля.



№ Г.НАДАРЕИШВИЛИ III приз, "Тhemes-64", 1958

Нередко композиторы обращаются ик "обезьяньей " теме, сутькоторой в точном повторении однойиз сторон маневра другой.

Ничья 1.Kb4+ Крa5 2.Kc6+ Крa4 3.Kb6+ Крa3 4.Kc4+ Крa2 ,и пуанта этюда 5.Cf3! , вынуждая 5...Ф:f3 (5...Фf8+ 6.Крh7 Фf7+ 7.Крh8 Ф:c4 8.Cd5! Ф:d5 9.Kb4+10.K:d5 с ничьей) 6.Kb4+ Крa1 7.Kc2+ Крa2 8.Kb4+ - позиционная ничья.



№ Д.КУТЦБОРСКИЙ I приз, "Deutsche

Мат в 5 ходов 1.Kd5! с угрозой забрать слона - 2.K:c3 - 3.Cd4 ? . Черные отвечаюттем же - 1...Kd3! Слона приходитсяубирать, но точно так же поступают ичерные. 2.Ca7 Ca1! , и здесь белыехитрят - 3.Kb6! Kb2!? Возниклаисходная позиция, только слонысместились на линию а , причемчерный оказался перекрыт своим жеконем. Белые незамедлительноиспользуют это обстоятельство - 4.K:d7+C:d7 5.Cd4?!

Schachblatter", 1976

"Festschrift AS Munchen"

№ К.КОККЕЛЬКОРН, Й.КОТЦ, 1911

Мат в 4 хода 1.Фf7! - 2.Kd3+ Крd1 3.Фb3 ? , 1...Cd52.Фa7 Лa4 3.Фh7! Лe4 4.Фp?, 3...Ce4 4.Фp? .Синтез фронтально -диагональныхперемещений ферзя и тематическихчерных фигур, завершающийся ихвзаимным перекрыти ем на поле е4,впервые был украшен такназываемыми критическими ходамичерных ( 1...Cd5 и 2...Лa4 ). Авторыпредпослали задаче девиз "DieSchwalbe" (ласточка ) с двойнымподтекстом: "одна ласточка неделает весны" (с призывом кколлегам исследовать такой маневр)и графической интерпретацией"ласточкина хвоста". Позднеенемецкие составители использовалидевиз как название своего журналапо шахматной композиции.





№ Т. НИСЛЬ I приз, "Deutsche
Schachzeitung", 1941


№ Й. БРОЙЕР
1938

Мат в 5 ходов 1.0-0-0! - 2.Л:d6, 1...d5 2.Лf1! f5 3.Лe1 e54.Л:e5 - 5.Лe8? . Если ладью g7переставить на f7, то задачарешается по-другому: 1.Лa3! p! 2.Лf3! f53.Лg3 g5 4.Л:g5 . Еще один популярныйманевр ладьи, пытающейсяпрорваться сквозь пешечный строй.Он напоминает известную игру на64-клеточной доске "волки и овцы".

Мат в 6 ходов 1.Лg6! - 2.Л:f6, 1...Ch8! 2.Лg7! - 3.Фc1+Лb1 4.Фc3+ Лb2 5.Лg1?, 2...С:g7 3.Фg1+ Лb1 4.Ф:g7+Лb2 5.Фd4! Крb1 6.Фd1? . Замысел этойзадачи получил название "мышеловки" - белые загоняют в угол слона, апотом ходом 2.Лg7! защелкивают"дверцу". Этот сюжет иногдазловеще называют и "гильоти ной".



№ Г. ГОМОЛУХ Приз, "Hamburger
Problemnachrich.", 1947


Образ меняющего свою окраску хамелеонашироко используется вжурналистике. Очень распространенон и в композиции. Эхо-хамелеонныминазывают идентичные матовыекартины, отличающиеся лишь цветомполя, на котором стоит черныйкороль.

Мат в 4 хода 1.Кf3! Кр:f3 2.Kf4! Кр:f4 3.Ce4! Кр:e4 4.Фg4?! Король, как "удав",заглотил одного за другим трехбелых "кроликов ", которыхудачливый охотник-ферзьиспользовал как приманку.

Из греческой мифологии намизвестна птица Феникс, котораяпри приближении смерти сжигаласебя, чтобы возродиться потоммолодой и обновленной.

№ Й. ПОСПИШИЛ
1897

Мат в 3 хода 1.Ke7! Кр:c4 2.Kc6 Крc3 3.Фc1?, 1...Kрe5 2.Kd5 Крf53.Фp? - точные эхо-хамелеонныематы, создаваемые тандемом коней иферзем. 1...Kрc3 2.Фc1+ Крd4 (b4) 3.Kc6? -традиционный третий вариант справильным матом.



№ М. КАЙО III поч. отзыв, Мемориал
З.Бикоса, 1991


1.C:p h8Л! - черные забрали белуюладью, но она вновь появляется надоске! 2.Кр:c3 Л:p?, 1.Л:e6 c8C! 2.Кр:c4 C:e6? - двукратное выражение темы"феникс".

Кооперативный мат в 2 хода. 2 решения

№ 1 Я. ВЛАДИМИРОВ "64 - ШО", 1989

И для самостоятельного решенияпредлагаем вам сказочную задачу"Змей Горыныч", в которойдля выполнения задания надоодновременно заматовать("отрубить головы") всех трехчерных королей!

Мат в 3 хода





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)