[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Первой русской картой Московского государства был "Большой Чертеж"(конец XVI - начало XVII века). Планы Москвы составляли и в начале XVIвека. А чертежи сельской местности и частей города появились еще раньше.На них изображали совсем небольшие участки земли и все, что там находится:жилые дома, скотные дворы, огороды, пашни, дороги, пруды, лес и даже отдельныеприметные деревья. Кроме того, на чертежах были местные названия деревень,оврагов, пустошей и много поясняющих надписей. Поэтому они сохранили непросто древнюю топонимику, они позволяют увидеть не голый план, а живойоблик нашей древней земли. Уменьшенное изображение местности любой человек может сделать почтибез всяких измерений. Такие наброски, карты, планы не очень точны, но вполнепригодны для ориентации на местности. До изобретения различных геодезическихинструментов и на Руси, и в других странах планы, или, как у нас на Русиих называли, чертежи, рисовались на глаз (глазомерная съемка), в лучшемслучае с применением "верви" (веревки) для измерения расстояний.До наших дней сохранилось немало чертежей, относящихся к XVII-XVIIIвекам. Составляли их чаще всего ради потребностей землеустроения, то естьчтобы уточнить границы земельных владений, или еще конкретнее - ради межевания.Межа - это граница между владениями частных лиц или сельских общин.К установлению таких границ люди издавна относились с большой ответственностью.Пограничные камни и столбы считались священными. В Древнем Риме даже былобожество границ - Термин. В его честь устраивались в конце года (23 февраля)праздничные торжества - терминалии.Установка межи сопровождалась особым обрядом. Сначала подготовленныекамни или столбы ставили рядом с ямой, в которую их должны были вкопать.Столбы натирали мазью, украшали повязками и венками. В яме сжигали принесенноев жертву животное. После этого на остывшие головни (угли) ставился столб.Подобные подробности полезно знать, чтобы понять тексты русских писцовыхкниг XVI-XVIII веков, где мы читаем о межевых ямах, вырытых рядом с каким-либозаметным деревом, а в яме - "уголь" или "кобылья голова". Эти языческиеобряды столетиями сохранялись и в Европе, и у нас на Руси.Установление межи считалось не частным делом, а общественным и проходилопри большом сборе народа. Тут же секли подростков, чтобы они до старостизапомнили и место, и направление границы. В Малороссии этот обычай, свойственныйи другим европейским народам, сохранялся до XIX века под названием "помъятковыйпрочухан". За снятие коры или срывание ветвей с пограничных деревьев унемцев следовало очень жестокое наказание: преступнику резали живот.Договора и сделки, связанные с изменением межи, заключали обязательноприлюдно: ходили с куском дерна на голове по новой меже; ломали солому("сила солому ломит");"ударяли по рукам" (рукобитье), "передавали из полы в полу", то естьиз рук в руки; пили вино в знак освящения совершённой сделки ("пропито- продано"). Многие из этих символических обрядов сохранились до нашихдней, только мы уже забыли их смысл.Итак, отношение к границе, рубежу, меже было чрезвычайно серьезным,нарушение их приравнивалось к святотатству и вело к суровому наказанию.Межевые знаки обозначались особыми "знаменами", "гранями" - зарубкамина заметных деревьях. В Германии известны знаменные дубы (мальбаум) и сложенныев кучу камни (мальштейн). Иногда проводили борозды плугом (межа ролейная).При всем при этом землю никто не мерил. Участок землевладения в писцовыхкнигах XIV-XV веков описывали примерно так: "куда плуг и соха, топор икоса ходили".Так вот, именно из-за возможных земельных споров, для того, чтобы зафиксироватьв писцовых книгах и на чертежах немеренные земли, выезжали в ту или инуювотчину писцы, собирали старожилов - крестьян и вместе с ними шли по меже,а заодно наносили на план-рисунок всю местность.На древних чертежах много надписей. Большая часть из них - названиярек и деревень, полей и лугов, пустошей и болот. Некоторые надписи имеютнепосредственное отношение к межеванию. Иногда это выдержки из писцовыхкниг более ранних межеваний. Чтобы понимать их, нужно знать порядок межевания,меры земли и леса, названия угодий, пашен, лугов и поселений.Расстояние считали от столба до столба или от столба либо камня до приметного"межевого дерева". Такие деревья на планах изображаются отдельно и чрезвычайноживописно. Рядом обязательно название: "дуб виловатый", "дуб погорелый","ольховое кустье" или "липа", "вяз", "береза". Иногда знаком служит курган,могильник или большой камень. Читаем в книге 1687 года: "...от того дубканалево вкруте прямо да через болотце сто десять сажен до березового пня"- или: "...а от столба и от ямы врагом вверх триста сажен дуб, на нем двеграни одна назад по меже, а другая наперед, против грани яма и от ямы прямочерез дорожку, что ездят из деревни Дикарихиной в Воскресенский монастырь".Межевые деревья в некоторых местах сохранились и поныне. Например, вЯрославской области в селе Николо-Корме вблизи города Рыбинска и понынестоит межевая сосна (ее возраст - 250 лет, окружность ствола - 380 см).В вотчине Ново-Иерусалимского монастыря автору статьи с группой сотрудниковудалось найти основание того самого межевого дуба, который упомянут в книге1687 года. Следуя тексту писцовой книги, мы шли от Истры вверх по "врагу"(то есть оврагу) и, выйдя на ровное место, увидели неподалеку огромноедерево. Оказалось - шесть молодых дубов выросли кустом по окружности огромногопня диаметром 3-4 метра. Именно на этом дубе была когда-то "грань однаназад по меже, а другая наперед". К сожалению, не удалось найти ни однойдревней межевой ямы с угольями или кобыльей головой.Особое внимание на древних чертежах привлекают изображения церквей,монастырей, деревень и растительности. Они выполнены очень живописно. Начертежах изображены не только крупные строения (монастыри), но и крестьянскиеизбы, овины, амбары.Реки, дороги, селения, границы городов, угодий (пашни и покосы) очерченылиниями, как и на современных картах. Но на нынешних стоят безличные кружкии другие условные знаки, а на древних чертежах мы видим изображения сели деревень, монастырей, храмов и часовен, мельниц и отдельных деревьев.Чаще всего изображение дано как бы с птичьего полета - немного сверху,в перспективе (например, план Воскресенского монастыря). Многие чертежираскрашены, и это придает им особую изобразительную и картографическуюценность.Наши древние землемеры, видно, были в душе художниками, поэтому на ихчертежах рядом с дорогами и деревнями часто изображены цветы, трава. Иэто придает им черты произведения искусства, а не сухого плана. Условныеобозначения еще не выработаны, автор не стеснен ни масштабом, ни требованиямиунификации знаков. Он хотя и отмечает межевые ямы и знаки, но в остальном- рисует.Интересно и то, что эти рисунки снабжены живой разговорной речью людейтого времени. Она звучит не только в названиях рек, дорог, пашен, но ив приписках писцов, фиксировавших претензии спорящих сторон. Эти припискипорой выглядят как небольшой рассказ: "Земля распашная сельца Кожина, наней по досмотру оселки есть сельца Кожина; крестьяне называли, что в томместе были двор монастырский да служни". Или: "Пустошь Плотница, преж сегопахивали, а ныне пуста и лесом поросла, что отдано крестьянам в оброк ибудто строитель потравил монастырскими лошадьми, а он не травливал". Аеще так: "Дорожка, ездят в Зосимину пустынь и монастырских лошадей гоняютна выпас"; "Речка Хлупень течет в реку Рузу"; "...дорога от села Микулинок сельцу Новому"; "дорошка, что ездят из деревни Крекшино в село Дорну".Кроме названия объекта на чертежах часто дано его изображение. И мывидим, как были устроены двор боярина в Москве, двор помещика, села и деревни,крестьянское и монастырское хозяйства. Видим и изображения самих монастырей.А в деревнях - крестьянские дворы: скотный ("скотский"), конюшенный, житный;тут же рядом - пруд или прудок, мельница, плотина, мосты, перевозы, брод,перекоп (место для ловли рыбы), овин, сарай, печь кирпичная, гумно, огороды.Вот сельцо Лаврово около Переславля-Залесского (оно и сейчас есть).Крестьянские дворы стоят по трем сторонам четырехугольника. У каждой избы- огород; наискосок идет дорога, а за ней "двор монастырский", рядом -часовня, прудок. Двор огорожен, внутри за воротами - изба "дворника", сараидля скота (см. рисунок на стр. 70).Или вот село Петрово (река Негучь, приток Истры) - вотчина Петра ИвановичаВоейкова, а в нем чудная каменная церковь с закомарами, рядом - двор "помещиков"в два этажа, а напротив - дворы крестьянские.На большом чертеже с изображением Воскресенского монастыря видим нагоре Фавор "двор скотский", "гумна" внизу у прудов; "сарай и печь кирпичная".Кирпичи для строительства делали сами, это ясно из того, что тут же рядом- "сушила" - сарай для сушки кирпичей. На другом чертеже - тоже гумна иогороды, а еще - овин. Особенно красиво на планах выглядят мельницы: Якшинскаяна Рузе, Княжная на Оке, Патриаршая на Ягорбе.Вот изображение деревянного Воскресенского монастыря: стены и башнинарисованы, а внутренние строения даны в плане. В монастырском архиве сохранилосьподробнейшее описание этого монастыря, что позволяет при тщательном сопоставленииописания и чертежа сделать реконструкцию монастыря, которого уже давнонет, а также уточнить многие исторические подробности в строительстве иразмещении построек.Единственное сохранившееся изображение Нового Иерусалима, каким он былв XVII веке, сделано не ради изображения монастыря, а опять же из-за межевания.Зафиксирована межа между землями монастырскими и стольника Плещеева. Ивсе остальные чертежи, сохранившиеся в монастырском архиве, - это тожеземлевладельческие документы, которые были приложены к грамотам или купчимна каждую вотчину монастыря. А их у Нового Иерусалима до реформы 1764 годабыло 23 в разных уездах. И только благодаря чертежам до наших дней дошлоизображение многих маленьких вотчин, монастырьков, пустыней и церквей.Так памятники отечественной картографии - чертежи XVII-XVIII веков сталинеоценимыми источниками для изучения исторического ландшафта, истории сели маленьких городов. Они помогли увидеть прошлую жизнь, донесли до насзвучание живого слова, имена предков, живших среди этих лесов, полей илугов. Как ни один другой документ, они раскрыли то, чего так не хватаетисторику, - достоверность отдельных мгновений прошлой жизни. При долгом,тщательном изучении чертежей начинаешь почти физически ощущать ту древнююжизнь. И хочется увидеть эти места: похожи ли они сейчас на изображенияXVII века, сохранилось ли хоть что-нибудь?В фондах Исторического музея, в Центральном госархиве древних актов,в архиве Ново-Иерусалимского монастыря хранится около 2000 таких чертежей.Но они, к сожалению, несмотря на все усилия ученых, практически не опубликованы.Лишь полтора-два десятка фрагментов вошли в литературу для специалистов.Доступ к оригиналам, естественно, ограничен: большая часть из них в ветхомсостоянии.
Н. МИХАЙЛОВА, историк-архивист. Зарайский уезд. Городище древнего города Ростиславля (XII в.) и церковьв селе Ростиславль. Начало XVIII в.На стр. 69-72 - фрагменты чертежей из архива Воскресенского Ново-Иерусалимскогомонастыря, обработкой которых автору статьи довелось заниматься нескольколет тому назад.Рузский уезд. Река Хлупня - приток Рузы. 1680 г. "Хлупня течет вниз,а симановские крестьяне..."
Переславль-Залесский. Село Лаврово. Хозяйственный двор монастыря, часовня,прудок. 1680 г.
Чертеж земель Череповецкого уезда на реке Шексне: пустоши, сёлаФедоскино, Семеновское, Борисово, деревни Урывково
Мельница села Якшино при слиянии рек Рузы и Хлупни. Земли Левкиева монастыря.Конец XVII в.

Чертеж земель Ярославского уезда. Деревни Дор, Нови, Обухово, Кузнечиха.1696-1704 гг.Из отдельных фрагментов старинных чертежей современным картографам иногдаудается сделать реконструкцию ландшафта местности, которая сильно измененасовременными строениями, асфальтовыми площадями, автомагистралями.Таков и этот "чертеж" окрестностей Троице-Сергиевой лавры. Он сделанпо подобию старых планов, на которых земля изображалась будто "с птичьегополета" или с высокой горы. Это было особое искусство. Землемеры и картографыстарых времен совмещали в себе и топографов и художников. Такая техникапомогала хоть в малой степени представить облик живой земли.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)