[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Не так давно в нашей науке слова"евгеника" и "генетика"были ругательными. С генетикипроклятие со временем сняли, а вотевгеника - наука об улучшениичеловеческого рода - так и остаетсячем-то сомнительным, связанным сбесчеловечными экспериментаминацистов и другими опытами того жетолка. При этом большинствонепосвященных плохо представляет,что же такое евгеника на самом деле.
Один врач в ответ на попыткуотклонить разговор о "больныхвопросах" сказал: "Говоритьнадо именно о том, что не в порядке, -как мы иначе поймем причинунедуга?" Евгеника - это что-товроде "больного вопроса" длячеловечества. Поэтому поговорить оней не только интересно, но иполезно.

Доктор биологическихнаук М. Асланян.

Намерения былиблагими

Все люди несовершенны. Уже враннем возрасте можно заметить -одни дети одарены здоровьем, ноприрода "отдохнула" наинтеллекте, другие не могутпохвастаться физической красотой икрепостью, но опережаютсверстников в умственном развитии,третьи - хорошо успевают и в школе ив спортивной секции, но вотхарактер - не сахар... И такимкомбинациям несть числа. Этазакономерность нашла отражениедаже в пословицах и поговорках("Cила есть - ума не надо" и томуподобных). А сказок о глупыхкрасавицах и умных дурнушкахпросто не счесть. Поэтому когдавстречается человек, сочетающий всебе и красоту, и силу, и интеллект,и нравственность, - он кажетсякаким-то чудом природы. Уокружающих такие люди вызываютразные чувства - у кого восхищение,у кого и зависть. А вот ученые ужемного лет назад стали задумыватьсяо том, каким образом, в силу какихпричин появляются на свет такиередкие, всесторонне одаренные люди.И нельзя ли сделать так, чтобы их вчеловеческом обществе становилосьвсе больше и больше? Как измениласьбы жизнь вокруг...

Первый, кто поставил перед собойэтот вопрос, был Фрэнсис Гальтон -двоюродный брат Чарльза Дарвина.Аристократ по происхождению,Гальтон занялся изучениемродословных прославленныхаристократических семейств Англии.Его задача была ничуть не прощепоисков философского камня - онпытался установить закономерностинаследования таланта,интеллектуальной одаренности,физического совершенства. Гальтонсчитал, что если для полученияновой породы необходим отборлучших животных-производителей, тотех же результатов можно добиться ицеленаправленным подборомсемейных пар. Лучшие должнывыбирать лучших, чтобы в результатерождались здоровые, красивые,одаренные дети. Гальтон предлагалсоздавать особые условия для"размножения генов"выдающихся людей из аристократических семей. Таково началоевгеники.

Независимо от Гальтона в Россииврач В. М. Флоринский пришел к той жеидее - человечество должно улучшатьсвою "породу", постепенностановиться более разумным,красивым, талантливым. В 1866 годуФлоринский опубликовал труд"Усовершенствование ивырождение человеческого рода",в котором обосновал свое мнение.

Однако то, о чем мечтали Гальтон иФлоринский, - это лишь лицеваясторона медали. Есть и оборотнаясторона, которая сыграла, пожалуй,главную роль в судьбе евгеники.

Любой селекционер знает: чтобысоздать новую породу с улучшеннымисвойствами, нужно выбраковыватьпримерно 95 процентов животных.Худшие не должны участвовать вразмножении - таков принцип любогоотбора. И вот тут евгеника напрямуюсталкивается с неразрешимымипроблемами, лежащими в областичеловеческой этики и морали.

Адской дорогой

То, что предлагал для улучшениячеловеческого рода Гальтон,впоследствии получило названиепозитивной евгеники. Но очень скорообразовалось и другое течение -негативная евгеника. Ееприверженцы считали, чтонеобходимо препятствоватьпоявлению детей у людей сумственными и физическиминедостатками, у алкоголиков,наркоманов, преступников.Негативная евгеника с самогоначала вызывала критику. Ведьтакого рода "отбор" проводилсяеще в древней Спарте, гдеуничтожали слабых и больных детей.Результат известен - Спарта не далани одного выдающегося мыслителя,художника, артиста, но прославиласьсильными и отважными воинами.

История знает немало примеров,когда великие люди имелифизические недостатки или страдалиот тяжелых наследственныхболезней, в том числе и психических.Нередко не отличались здоровьем иих родители - мать И. С. Тургенева,например, страдала черноймеланхолией, а в роду у Л. Н.Толстого были больные эпилепсией ишизофренией.

Более того, известно, чтонекоторые психические болезни,развитие которых связано с тонкой,уязвимой душевной организацией,генетически связаны с одаренностьюв музыке, математике, поэзии. Поэтому поводу существуетсовременный анекдот. Когдаакадемику И. Г. Петровскому, ректоруМГУ, показали списокпротивопоказаний для поступленияна механико-математическийфакультет, он увидел слово"шизофрения" и удивился:"Кто же тогда будет делатьматематику?"

Дело в том, что формы шизофрении -психического заболевания, одним изпризнаков которого считаетсяраздвоение личности, оченьразнообразны. Вариаций - множество,проявления болезни нередко стерты.Наследование шизофрении, посуществу, так и остается загадкойдля ученых, хотя время от времени ипоявляются новые данные и гипотезы,пытающиеся ее объяснить. Поэтому вотношении шизофрении, самогораспространенного психическогозаболевания, ни о каком отборенельзя говорить даже теоретически.

Не лучше обстоит дело и с другимиболезнями. Наследование того илииного признака, приводящего кразвитию заболевания, - это все-такивероятностный процесс, ипредсказать его нельзя. Например,ребенок может "получить" ген,обусловливающий патологию сосудов,от больного отца, а может - и отздоровой матери. И наоборот,родители могут быть совершенноздоровы, но иметь гены,определяющие развитие болезни, - уних эти гены находятся в скрытом,или, как говорят генетики, врецессивном состоянии. Проявятсяли эти гены у их потомства или нет -дело случая. Все зависит отвозможных сочетаний генов, ихвзаимодействия друг с другом и,конечно, от социальных условий,воспитания, психологическойобстановки, в какой-то степени - отудачи.

Возражения ученых противнегативной евгеники не убедили еесторонников. Не остановил их идругой вопрос, уже из областиморали: а судьи кто? В самом деле,кто должен решать, что одноотклонение от нормы недопустимо, адругое - вполне приемлемо длябудущего?

Тем не менее в 1915-1916 годах в 25американских штатах были принятызаконы о принудительнойстерилизации психически больных,преступников, наркоманов. Подобныезаконы существовали и в странахСкандинавии, и в Эстонии.

Своего апогея негативнаяевгеника достигла в фашистскойГермании. В 1933 году, например, вГермании было стерилизовано 56244психически больных. Нацистысчитали, что внутри человечествадолжно образоваться ядро"высокосортных" личностей,которые и будут принимать участие вформировании будущей человеческойрасы, все остальные - слабые,больные, увечные, просто неотвечающие стандарту - должны бытьлибо уничтожены, либостерилизованы. Что получилось изэтой теории на практике, всемхорошо известно.

В некоторых странах, однако,евгеника пошла другим путем. ВАнглии был принят ряд мер дляпоощрения многодетности у людейанглосаксонской расы и созданияблагоприятных условий длявоспитания и развития одаренныхдетей.

В Советском Союзе в 1920-1921 годахбыло создано Русское евгеническоеобщество. Общество выпускалоспециальное издание по евгенике -"Русский евгеничес кийжурнал". В нем печатались видныеученые-генетики того времени - Н. К.Кольцов, А. С. Серебровский, А. И.Филипченко. В журнале можно былонайти исследования родословныхизвестных дворянских семей,например, Аксаковых, Тургеневых.Многие статьи фактически заложилиосновы генетики человека имедицинской генетики в нашейстране.

Одно время идеи евгеники находилисочувствие у идеологов молодогосоветского государства: разстроится новое общество, то и люди,живущие в нем, должны бытьсовершенно иными - более сильными,активными, гуманными и красивыми.

Однако вскоре стали выявлятьсяпротиворечия евгеники, которые,видимо, от нее неотделимы. Н. К.Кольцов, например, считал, чтоевгеника - это утопия, но она будет"религией будущего века". А. С.Серебровский предлагал дляулучшения человеческого родаотделить деторождение от любви,практиковать искусственноеосеменение. Эти идеи ученых вызвалирезкую критику, и в 1929 году Русскоеевгеническое общество прекратилосвое существование, и "Русскийевгенический журнал" пересталвыходить.

В послевоенные годы интерес кевгенике упал, но в конце ХХ веканачал возрождаться снова. Этосвязано с ухудшением экологическойобстановки на планете. Озоновыедыры, повышение уровня радиации,экологические яды, мутагены иканцерогены в окружающей среде -все это ведет к накоплению в генахлюдей вредных и ненужных изменений- мутаций. Такое накопление мутацийполучило название генетическогогруза. Мутации приводят к ухудшениюздоровья, различным психическимотклонениям, патологиям. Многиеученые выражают беспокойство: чтоже будет с человечеством, когда этачаша переполнится? Не приведет лиэтот процесс к вымиранию человеческого рода? И снова возникаетсоблазн евгеники - нельзя ли все жекак-то избежать рождения больных инеполноценных детей, улучшитьчеловеческую породу?

Евгеника получает новое звучаниеи в связи с экспериментами поклонированию млекопитающих,начатыми в Шотландии (см. "Наука ижизнь" № 6, 1997 г.) и продолженнымив Америке. Ученые нашли способполучить новый организм,практически идентичныйродительскому, в результатеразвития одной клетки, безскрещивания и "перемешивания"генов. Это дает возможностьповторить в потомстве уникальноесочетание генов родителя. Такиеэксперименты смогли провести намлекопитающих - овцах и коровах, нотеоретически не исключенавозможность повторения их начеловеке. Хотя во многих странахтакие опыты пытаются запретить илидержать под строгим контролем,нельзя ручаться, что экспериментыпо клонированию клеток человека несостоятся. А вдруг удастся спомощью клонирования получатьновых Эйнштейнов и Лобачевских?

С точки зрения генетики этотвопрос бессмыслен. Ведь дажеоднояйцевые близнецы, у которыхпрактически все гены одинаковы,являются отдельными независимымиличностями и далеко не во всемсходны друг с другом.

Прощай, утопия

Как бы ни были гуманныпобудительные мотивы евгеники -сделать человечество болеездоровым, красивым, одаренным и, вконечном счете, более счастливым, -в самой ее сути есть какой-то изъян.Она не вписывается в сложнуюструктуру человеческого общества,сотканного из противоречий нетолько биологических, но июридических, социальных,психологических, религиозных.

Ведь всякое усовершенствованиетак или иначе начинается сразделения на плохое и хорошее,жизнеспособное и слабое,талантливое и бездарное.Разделение - а потом отбор,выбраковка не отвечающих тем илииным требованиям вариантов. Науровне человеческого обществатакой отбор неизбежно означаетдискриминацию. Поэтому евгеника -это и в самом деле утопия.

С точки зрения чистой наукиевгеника в своих посылках тожесодержит изъяны. Например, ееосновная задача - изменениесоотношения вредных и полезныхпризнаков в сторону полезных. Всамом деле, в некоторых случаяхможно сказать, что есть"вредные" разновидности генови "полезные". Однако, по самымоптимистическим подсчетамгенетиков, за 200-300 лет можно было быувеличить число "полезных"генов в человеческой популяциивсего лишь на сотые доли процента.

Бесполезность отбраковки"вредных" генов показали иэксперименты нацистов: в свое времяв фашистской Германии былипрактически уничтоженыпсихические больные, и сначаладействительно рождалось меньшедетей с отклонениями. Но прошло 40-50лет, и сейчас процент психическихбольных в Германии такой же, какойбыл раньше.

Другой камень преткновения -евгеника пытается контролироватьсложные поведенческие признакилюдей, интеллект и одаренность,которые определяются большимчислом генов. Характер ихнаследования очень сложен. К томуже в развитии таланта и ителлектабольшую роль играют культура, язык,условия воспитания. Все этопередается ребенку не через гены, ас помощью общения с близкими людьмии учителями.

Не стоит забывать и о том, чтоталант - это не присутствие каких-тоособых генов, а, как правило, ихуникальное, удивительноесочетание, которое не повторяется впоколениях. Кроме сочетания геновталант определяется еще множествомпричин, среди которых немалую рольиграет и судьба человека, егоокружение, образование и, конечно,момент удачи, хотя с этим можно и несогласиться.

Cкорее всего человечестворасстанется с соблазнами евгеники.Альтернативой могло бы статьширокое распространение знаний онаследственных болезнях и развитиесети медико-генетическихконсультаций, с помощью которых ужесейчас во многих случаях можноизбежать рождения детей с тяжелымигенетическими болезнями.

 



На обложке Русскогоевгенического журнала (1923 г.) былаизображена часть родословногодрева семьи Дарвинов, достойнымипредставителями которой былиЧарльз Дарвин (слева) и ФрэнсисГальтон, основатель евгеники. Напортрете вверху - их дед ЭразмДарвин.





Успеваемость в школе уоднояйцевых близнецов, имеющихпрактически одинаковый наборгенов, и у разнояйцевых можетсущественно отличаться. В целомразличия в успеваемости уоднояйцевых близнецов гораздоменьшие, чем у разнояйцевых. Оничаще имеют одинаковые любимыепредметы, по которым хорошо учатся(об этом свидетельствует графикслева), а время, которое имнеобходимо на поиски правильногоответа, различается незначительно(график справа). Все это говорит отом, что в развитии интеллектабольшую роль играетнаследственность.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)