[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)




С времен зарождения композиции в ней господствует незыблемый принципэкономии материала , то есть в начальной позиции (на диаграмме задачиили этюда) должны присутствовать только те фигуры и пешки сторон, которыенеобходимы для воплощения авторского замысла и его корректности. Кстати,по этой причине зачастую задачная позиция, в которой смешались в кучу фигурыобеих сторон, раздражает глаз шахматиста, привыкшего к определенному порядку:белые - внизу диаграммы, черные - вверху.В середине XIX века принцип экономичности понемногу стал распространятьсяи на финалы композиций, которые тогда, как правило, были одновариантными.Согласно ему в мате должны участвовать все наличные белые фигуры, за исключениемкороля и пешек. Вскоре сформулиро валось понятие чистоты мата- все поля вокруг черного короля должны быть недоступны ему лишь поодной причине: либо они заняты черными фигурами, либо по разу атакованыбелыми.Рассмотрим классический пример. № Л. КУББЕЛЬ I приз, "Sydsvenska Dagbladet Snallposten", 1909-1910 Мат в 2 хода После 1.Ке3! грозит 2.Фg5 ? , 1...Kf5 2.Kd5? , и получаетсячистыймат. Поля e5 и g5 контролируются конем f3, g4 и g3 - королем, e3 иf4 - конем d5, f3 - слоном, а клетка f5 занята черным конем и не атакованабелыми. Но ферзь в игре не участвует, и мат - неэкономичный. Аналогичныймат получается и после 1...K:f3 2.Kg2? . Теперь ферзь контролируетклетки e5, f5 и g5, но выключен из игры слон. Любопытна ситуация в случае 1...Kp:e32.Фd2? . Этот мат - чистый (все поля вокруг черного короля по одному разу атакованы белыми) и экономичный (все оставшиеся белые фигуры, кромекороля, участвуют в матовой картине). Этот синтез экономии белых сил получилназвание правильного мата.Кстати, таким матом завершается знаменитая "бессмертная партия". После1.e4 e5 2.f4 ef 3.Cc4 Фp+ 4.Kpf1 b5 5.C:b5 Kf6 6.Kf3 Фp 7.d3 Kp 8.KpФg5 9.Kf5 c6 10.g4 Kf6 11.Лg1 cb 12.p Фg6 13.p Фg5 14.Фf3 Kg8 15.C:f4Фf6 16.Kc3 Cc5 17.Kd5 Ф:b2 18.Cd6 C:g1 возникла позиция на диаграмме. № А. АНДЕРСЕН-
Л. КИЗЕРИЦКИЙ Лондон, 1851 Ход белых Игра завершилась так: 19.e5 ! Ф:a1+ 20.Kpe2 Ka6? 21.K:g7+ Kpd822.Фf6+! K:f6 23.Ce7? ! - красивый правильный мат.Понятие правильного мата стало фундаментальной основой композиции, ис ним связано образование нескольких школ. Самая известная из них - чешская- требовала, чтобы в задаче было не менее трех таких финалов, образовывалисьони неожиданно, а функции белых фигур менялись от мата к мату. № М. ХАВЕЛЬ I приз, "Zlata Praha",
1911 Мат в 3 хода 1.Cc5! - 2.Л:f6+ Kpe4 3.Kf2?, 1...Kpe4 2.Kf2+ Kpd5 3.Лc7?, 1...Kpf42.K:f6 - 3.Фg4?, 2...e4 3.Kd7? . Как видим, все три правильныхмата весьма замысловаты, и они даются соответственно конем, ферзем и ладьей,причем каждый раз черная пешка отнимает поля у своего короля.Стремление придать большую выразительность замыслу наталкивает составителяна мысль неоднократного повторения задуманной комбинации или матовой картины.Идентичные финалы, но сдвинутые или развернутые относительно друг друга,получили название эхо-матов . Если при этом меняется цвет поля, на котором гибнет черный король, то финалы называют эхо-хамелеонными. № А. ГРИН I приз, "US Problem
Bulletin", 1991 Мат в 3 хода 1.Kpc3! - 2.C:d5 - 3.Фb8?, 1...Cf8 2.Kg6+ Kpf5 3.Фb1?, 1...Сf3 2.Cg3+Kpf6 3.Фp? . Последние две позиции матов абсолютно идентичны: одинбелый слон отнимает у короля противника два поля, другой - одно, конь -два, ферзь - три, и, наконец, черный слон блокирует последнюю, девятуюклетку. Меняются и цвета полей, что позволяет назвать указанные маты эхо-хамелеонными.Постепенно выработалась эстетика матового финала. Быть может, это покажетсястранным, но, чем больше белых фигур участвуют в образовании правильногофинала, тем он ценнее. Если на диаграмме присутствуют все восемь фигур,то в этом случае задача получает специальное название - октет. № А. КУЗОВКОВ III приз, Мемориал
Л. Куббеля, 1992 Мат в 3 хода 1.Лb4! - 2.Лd:d4+ Ф:d4 3.Фa8?, 1...Ka3 2.Лe3+! Л:e3 3.Kd2?, 1...C:d32.Фe6+! de 3.Cc6? .Заметим, что в мате угрозы поле d4 занято черным ферзем и атакованобелой ладьей. Вроде бы нарушение чистоты финала, но без белой ладьи ферзьне был бы связан, и мат не получается. Без ферзя же - открыта линия. Поэтомумат все-таки считается чистым, а следовательно, и финал - правильным.Еще более выигрывает в эстетическом восприятии так называемый зеркальныймат - финал, в котором все поля вокруг черного короля свободныот фигур сторон. Он особенно привлекателен, когда черный монарх не"прижат к канатам", то есть не находится на краю, а тем более в углу доски.Приведем редчайший пример этюда с таким финалом. № Р. ДАДУНАШВИЛИ V почетный отзыв,
Немецкий конкурс, 1960 Выигрыш У белых большой материальный перевес, но фигуры их расположены крайненеудачно, к тому же приходится считаться с проходной пешкой а 1.gf - иначе может образоваться проходная пешка на другом фланге. 1...Kpd4 ,используя предоставленный темп для атаки клетки d Теперь в игру вступаетконь, который, как окажется, будет героем схватки - 2.Kg6! a3 3.K:f4a2 4.Ke2+ Kpe5! (4...Kpc5? 5.Kc1, 4...Kpc4 5.Cd5+ Kp:d5 6.Kc3+ 7.K:a2,и постепенно белые выигрывают) 5.f4+ Kpd6 (5...Kp:f5 6.Kd4+ Kp:f47.Kc2). Выясняется, что появлению черного ферзя воспрепятствовать нельзя,но следует 6.Kc3! a1Ф , и непредвиденный финал 7.Ке4? - зеркальныймат!Планка технических и эстетических требований в композиции постоянноповышается, и вот в 60-х годах нашего века было сформулировано понятиеидеальногофинала. В его образовании должны принимать участие все наличные силы сторон,включая пешки и белого короля. При этом мат должен быть, конечно, правильным!Энтузиаст этой суперэкономии материала американский проблемист Е. Альбертдаже издает специальный журнал "Ideal-Mate Review", в котором печатаеткомпозиции всех жанров, но только лишь с идеальными финалами. Особеннотам популярны задачи на кооперативный мат (первый ход в них делают черныеи помогают белым выполнить задание). № Ж. ЛУСТО Приз, "Ideal-Mate
Review", 1986 Коопмат в 4 хода 1.d4 Cd8! - темпоход! 2.d3 Ca5 3.Фd4 Kpe1 4.Kpe3 Cd2? .Если теперь пешку e4 заменить черной ладьей, то правильно 1.Лe6 Ca7! - снова темпоход, 2.Kpe5 Kpe2 3.Лf5 Kpe3 4.Фd6 Cd4? - эхо-мат поотношению к предыдущему.Охотно завершают идеальными матами свои произведения этюдисты. № Ю. БАЗЛОВ I-II призы, "New Statesman",
1975 Выигрыш 1.Kf3+ Kpe4! (1...Kpd3 2.Ke5+ Kpd2 3.Лg1 Kpc2 4.Kc4 b1Ф? 5.Ka3+),и вдруг 2.Лc3! Kg4+ 3.Kpe6 b1K! 4.Лb3 Kpf4 (4...Ke3 5.Kg5+ Kpf46.Kp+ или 4...Kf2 5.Kg5+ Kpf4 6.Лf3+ Kp:g5 7.Л:f2, и оставшийся конь ловится) 5.Kg1!Kd2 6.Лd3 Ke4 (6...Kb1 7.Лd4+ Kpg3 8.Лd1 Kc3 9.Лd3+) и 7.Kp? - идеальный мат с активным блокированием черными конями двух полей околосвоего короля. Высший "шик" при составлении этюдов (как в № 8) - все фигурысторон должны занять свои поля в финале в процессе игры.В последнем чемпионате России лучшим был признан такой этюд. № Н. КРАЛИН I приз, Московский
конкурс, 1990 Ничья 1.f6+! K:f6 2.Cg5 Лp+! (2...Л:d3 3.Kp! Лd4+ 4.Kpp! Лd3+ 5.KppЛd4+ 6.Kpp - ничья) 3.Kpg3 Лg1+ 4.Kpf4 Лg4+ 5.Kpf5 Kd4+ 6.Kpg6 Kf37.Kf5+ Kpe6 8.Kd4+! K:d4 9.Cf5+! K:f5 - идеальный пат со связкойслона, причем фигуры сторон образовали своеобразный треугольник. И здесьвсе фигуры пришли на свои места в ходе игры!Эффектный финал всегда достойно завершает игру и придает композицииособый шарм. Недаром говорят: конец - делу венец!



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)