(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Начиная с середины XVI века, после завоевания империи инков конкистадорами, среди пришельцев из Европы начали распространяться слухи о том, что на юге Перу, на пустынном плоскогорье, можно увидеть огромные рисунки, словно нацарапанные на иссохшей почве каким-то гигантом. Обезьяна со спирально скрученным хвостом, колибри длиной от клюва до хвоста в 400 шагов, огромный паук, прямые линии, геометрические фигуры… Но никто из рассказчиков не видел эти рисунки своими глазами: каждый ссылался на какого-то путешественника, а тот, если его удавалось найти дотошным монахам, составлявшим описание новых земель испанской короны, тоже сам ничего не видел, а ссылался на кого-то.
И только в прошлом веке, в 1939 году, американский археолог Пол Косок, пролетая в легком самолете над плато Наска, в 400 километрах к югу от Лимы, открыл для науки эти рисунки. Кто, когда и зачем сделал их? Что они собой представляют? Беговые дорожки для "олимпийских игр" доколумбовой эпохи, как предполагали одни? Каббалистические знаки шаманов, как говорили другие? Гигантский гороскоп, где обезьяна, паук, колибри, дельфин и другие животные соответствуют знакам европейского зодиака? Ориентиры для космических пришельцев, использовавших Наску в качестве космодрома, как предполагал небезызвестный Дэникен?
Малая часть рисунков нагорья Наска.Более рациональное объяснение предложила Мария Райхе, немецкий историк, работавшая здесь с 1946 года до самой смерти, последовавшей в 1998 году. Сопоставив направление линий и положение основных точек рисунков с точками восхода и захода Солнца, Луны и других светил, Райхе предположила, что это древняя обсерватория. Отмечая прямыми линиями направление на восход и закат светил, жители этих мест когда-то создали календарь, по которому они могли определять дни праздников и сельскохозяйственных работ.
Правда, эта гипотеза объясняет назначение лишь прямых линий, но не изображений животных. Кроме того, проверка гипотезы на компьютере показала, что лишь 20% прямых линий действительно точно указывают на какие-то астрономически важные точки горизонта, и это вполне могут быть случайные совпадения.
Недавно итальянский археолог Джузеппе Орефичи раскопал в десятке километров от "разрисованной" пустыни гигантский некрополь, названный им по имени местной деревни Кахуачи. На площади в 24 квадратных километра здесь найдено 200-300 тысяч захоронений, а в них - мумифицированные черепа, музыкальные инструменты, а главное - керамика с рисунками, напоминающими рисунки на плоскогорье. Датирование изотопным и термолюминесцентным методами показало возраст найденных останков и изделий, они относятся к эпохе от V века до нашей эры до VI века новой эры. По мнению Орефичи, именно здесь тысячу лет жили авторы загадочных рисунков на плато.
В одной могиле найдена церемониальная риза возрастом более двух тысяч лет, видимо, использовавшаяся в каком-то ритуале. Вместо бахромы она окаймлена пятью с лишним сотнями фигурок (см. фото) участников некой религиозной церемонии. Некоторые вздымают руки к небу, другие играют на музыкальных инструментах или поют. Представители этой цивилизации и создали огромный храм под открытым небом - комплекс рисунков Наска.
Этому церемониальному одеянию около 2200 лет. Благодаря сухости климата оно прекрасно сохранилось, не утрачен ни один из двухсот цветов и оттенков ткани. Высота человеческих фигурок, заменяющих бахрому, три сантиметра.По мнению Орефичи, три типа рисунков - спирали, животные и прямые линии или стрелы - относятся к трем разным эпохам развития этой цивилизации. "Около 500 года до н.э. индейцы рисовали спирали и первые фигуры птиц. Потом они перешли к более крупным рисункам, изображающим птиц, пауков, хищников, дельфинов и обезьян, - это пантеон их религии". Эти изображения относятся к золотому веку цивилизации Кахуачи, между III и IV веками н.э. Но в VI веке два природных бедствия - землетрясение и случившееся вслед за ним наводнение - разрушили город, в котором существовали постройки высотой до 20 метров. Восстановить его было невозможно, и население ушло отсюда. К этому периоду относятся последние рисунки - прямые линии. Потеряв веру в своих богов, не сумевших или не захотевших сохранить город, создатели рисунков Наска перестали рисовать священных животных и перешли к простым геометрическим формам, а затем растворились среди других южноамериканских племен.
Остается понять, каким образом делались эти рисунки, настолько огромные, что по-настоящему разглядеть их можно лишь с высоты в несколько сотен метров. Они процарапаны на выветрившемся грунте, под которым открывается нижний слой, более светлый, - это установили еще Косок и Райхе. Но как выдерживались очертания рисунка? По мнению итальянского археолога, рисунки выполнялись сначала в малом масштабе, например, на деревянной дощечке, а затем путем расчетов увеличивались. Он находит на некоторых изображениях следы ошибок, сделанных при таком увеличении.
Не все коллеги согласны с построениями Орефичи. Они подчеркивают, что среди рисунков на керамике, найденной в Кахуачи, нет трапеций и других абстрактных геометрических фигур, обильно представленных на плоскогорье.
ЛЕТИ С ПРИВЕТОМ, ВЕРНИСЬ С ОТВЕТОМ
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|