[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Выражение "изобрести велосипед" давно стало идиоматическим и означает создание чего-то давно существующего. Трамвай в этом смысле, казалось бы, велосипеду не уступает, и все же специалисты лаборатории перспективных разработок Московского государственного технического университета МАМИ (Так теперь называется Московский автомеханический институт) изобрели именно трамвай. От обычного он, разумеется, отличается, и прежде всего тем, что он ... беспроводный, то есть не потребляет энергии от электросети и вообще не нуждается в подвесной контактной системе.


Очень может быть, что знаменитая московская "Аннушка" лишится в недалеком будущем своего традиционного украшения - пантографа и будет выглядеть так.



Следует отметить, что именно из-за этой системы трамвай в последние десятилетия постепенно выходил из употребления, и, к примеру, в Москве сегодня трамваев меньше, чем до 1917 года. Строительство и эксплуатация необходимых для него контактных сетей, буквально опутывающих своими проводами улицы города, обходятся недешево и создают к тому же значительные неудобства. Чтобы подвести к движущему ся вагону мощность 100-200 кВт (а именно столько потребляет тяговый двигатель трамвая при "пиковых" нагрузках), в контактную сеть подают ток высокого напряжения, используя в качестве обратных токоведущих элементов рельсы. Это, кстати говоря, тоже имеет свои недостатки: блуждающие в почве токи оказывают разрушительное действие на разного рода подземные сооружения.

В МАМИ подсчитали, что средняя потребляемая двигателем трамвая мощность не превышает 5 кВт (в 20 раз меньше, чем у безрельсового транспорта), и именно столько трамваю и нужно. Но для этого он должен быть оснащен накопителем энергии, запасающим ее при холостом ходе, торможении и на стоянках и отдающим при разгоне и на подъемах. Тогда, к примеру, при торможении кинетическая энергия трамвая не будет расходоваться на тепло в тормозах, а станет передаваться накопителю. Используя для этой цели электрический конденсатор, можно рекуперировать до 50% энергии торможения.

Что же касается источника энергии, то им в новом трамвае будет служить небольшая электросиловая установка, приводимая в действие маломощным (всего 7 л. с.) двигателем внутреннего сгорания. Всегда работая в постоянном режиме - без форсажа, такой двигатель не может повлиять на экологическую обстановку в современном городе, заполненном множеством автомобилей с мощнейшими двигателями. Зато возможность отказаться не только от подвесной контактной сети, но и от сложных и дорогих питающих подстанций даст, по мнению авторов разработки, весьма значительную экономию.

Уменьшенная модель такого трамвая уже действует сегодня в МАМИ. Она представляет собой вагончик на 6 пассажиров, весит 1 т и питается от электрогенератора мощностью 1 кВт, расходующего 10-12 г бензина на 1 км. До скорости 60 км/ч она разгоняется всего за 5 с.

Разработан в МАМИ и проект перевода на беспроводную тягу всего существующего трамвайного парка, а также электричек московского железнодорожного кольца. А в перспективе и автобусы, куда более вредные с точки зрения экологии, тоже можно было бы заменить новыми трамваями.

Кандидат технических
наук В. Хортов.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)