[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

- У тебя удивительная особенность привыкать ко всем планетам, на которых мы побывали.

- Скоро улетать... А жаль, я так привязалась к этой планете!..

- Нам ведь не нужна стартовая площадка.

- Что же я могу поделать, если они все такие замечательные! Давай, наконец, оставим что-нибудь в память о себе, соорудим что-нибудь грандиозное: какую-нибудь пирамиду, или гигантские рисунки в горах, или стартовую площадку... Чтобы издалека видно было!

- А она развалится при первом же тектоническом толчке: строить-то придется из местных материалов.

- Ну и что. Пусть они потом думают, что была нужна. Или построим башню - до неба!

- Мегалитические постройки возможны даже у самых примитивных племен: кому нечего сказать, подавляет массой.

- А мы их облагородим.

- Ну хорошо. Предположим, мы сделаем что-нибудь из того, что ты предлагаешь. А теперь подумай, на что станет похожа эта планета, если каждый, кто побывает здесь, захочет оставить память о себе. Что получится? Повсюду будут выситься монументы, пирамиды, скульптуры, башни высотой до неба, а все острова станут квадратными.

- Тогда... давай создадим квадратный остров! Или треугольный.

- Добавим к этому Формулу Единой Энергии и Карту Пространства.

- Зачем ты так? Я ведь хочу как лучше. Поставим одну пирамиду и поместим внутрь ее капсулу с посланием, в котором укажем, кто мы и откуда, зачем прилетали...

- Все потому же! Может быть, они найдут что-нибудь иное, свое.

- Почему бы и нет?

- Мы знаем далеко не все. Вдруг они перешагнут эту ступень? Зачем отнимать у них свой путь, навязывать наш. А пирамида твоя, будучи в единственном числе, скоро обветшает и рассыплется или же будет разобрана туземцами, когда им понадобятся камни для построек. Они же не будут знать, что это инопланетный памятник, - ценить древние развалины они научатся позже, если только научатся вообще. А капсула...

- А как же единые законы развития мира? Ты говорил...

- Часть пластинок, конечно, уцелеет в природных катаклизмах и попадет к ним в руки, но они будут рассматривать их прежде всего как золото, и неграмотные ювелиры переплавят все наши послания еще до того, как появится письменность. Кстати, на каком языке ты собираешься писать? Или ты можешь оставить им перевод? И какие будут основы письменности, особенно если учесть, что у них еще нет языка?

- Да, ты прав - она затеряется безвозвратно. Фактору времени нужно противопоставить количество! Давай сделаем множество золотых пластинок, напишем на них, кто мы и откуда, как нас найти, - и разбросаем по всем континентам.

- Хочешь знать, что скажут их потомки, найдя твою пластинку с рисунком?

- Тогда мы не напишем, а нарисуем! Карту звездного неба - их звезду и нашу и путь, каким мы летели сюда. И еще что-нибудь...

- Что была когда-то в древности высокоразвитая цивилизация, обладавшая письменностью, имевшая разветвленную систему мифов, неплохо знавшая астрономию... но, к сожалению, не оставившая после себя ничего, кроме золотых пластинок. Все постройки, скорее всего, были разрушены вулканической деятельностью или же наступлением океана... Это если твои пластинки все-таки уцелеют.

- Что?

- Ты слышала о явлении кристаллизации золота?

- А что с ними может случиться? Какое-то количество все равно должно остаться.

- Вот именно. Золото кристаллизуется, как и все минералы. Твои пластинки послужат великолепной затравкой, и на них со временем вырастут превосходные самородки - их, возможно, даже поместят в музеи. Частицы золота рассеяны повсюду, а за тот срок, что пластинки пролежат... Поэтому говорить об их прочтении, расшифровке, по-моему, не имеет смысла. Нет уж, пусть они развиваются сами, без воспоминаний о неведомых пришельцах, которые когда-то побывали на планете и, возможно, вернутся вновь. Остается только попросить их - и они дадут все, что угодно. Если остались следы, скажут некоторые, почему не предположить, что за нами не продолжают наблюдать, направлять наше развитие? А значит, ничего не делается иначе, как по воле неведомых пришельцев. Вот тебе и готов космический вариант Господа Бога.

- Конечно... И ты считаешь?..

- Смогут и без нас, но с нами - наверняка.

- Как будто они не смогут создать религию и без нас!

- А если отчаяние необходимо, чтобы лучше осознать важность своего существования? Оценить полнее свою собственную значимость? Проникнуться чувством собственной уникальности, а отсюда прийти к мысли о необходимости нести свет разума в космос? Это заставит их оторваться от своей планеты. Если они будут думать, что одни во Вселенной, что могут рассчитывать лишь на себя, то поймут, насколько важно бережнее относиться друг к другу, к самим себе...

- Хорошо, когда мифы имеют под собой реальную основу - тогда ее всегда можно будет разыскать. Наш памятник и послужит такой основой. Думая над его предназначением, они разовьют свою фантазию, а без фантазии невозможно никакое движение вперед. И потом: когда их цивилизация выйдет из детского возраста и им откроется истинный смысл нашего памятника, он даст импульс к поиску других разумных существ в космосе, иначе они могут подумать, что, кроме них, во Вселенной совсем никого нет. Они могут отчаяться...

- Разве лучше, если они будут постоянно смотреть на небо, ожидая или подарка, или кары?

- Вселенские эгоисты...

- Хорошо, будем считать, что ты убедила меня. Но что мы можем оставить им, какой памятник?

- Может быть, это поможет им стать лучше. Степень развития мозга определяется числом связей между его структурными элементами. Мне кажется, это справедливо и для цивилизаций: чем больше связей между ними, тем они развитее.

- Первые? Не рано ли?

- Давай сделаем такой, чтобы они поняли его на какой-то определенной ступени развития, когда уже не смогут посчитать нас богами. Например, запустим зонд вокруг их планеты, поместив его в точку либрации, и, когда на него попадут их первые радиосигналы, он начнет передавать сам - все о нас...

- А они скажут, что так и должно быть, что на планетах происходит концентрация одних изотопов и рассеяние других. Им и в голову не придет, что кто-то мог сделать это специально, зачем? Да, а ты проверяла здешнее соотношение?

- Ну не последние же... Тогда он им уже не будет нужен. Они должны начать думать о нас как можно раньше, чтобы именно эта мысль заставила их выйти в Большой космос. Я вот что подумала: давай изменим на планете соотношение изотопов водорода по сравнению с мировым пространством.

- А ты уверена, что он окажется жизнеспособным? Ты ведь предлагаешь иной химизм, я так понимаю?

- Проверяла, потому и предлагаю. Вечно ты меня сбиваешь. Лучше предложил бы сам что-нибудь вместо того, чтобы критиковать. Может быть, создадим новый вид животных? Или растений...

- Вымрет. Он ведь будет находиться в противоречии со всей природой, и рано или поздно генетическое отличие даст о себе знать - даже если ты постараешься учесть все факторы. Ну а причины вымирания они обоснуют сами: скажем, падение крупного метеорита, усиление тектонической активности планеты, изменение климата в результате процессов, происходящих внутри их светила, - мало ли что можно придумать. Надо сделать что-то, что прямо указывало бы на инопланетность вмешательства. Например, запустить зонд вокруг этой планеты, как ты предлагала. Чтобы просто сообщить о нашем существовании и представить им что-нибудь из наших достижений, но какие? сколько? Если мы сообщим немного, они останутся невысокого мнения о наших знаниях... мне бы этого не хотелось. А если мы оставим столько, что это превысит их потребности в тот период, это может затормозить их развитие.

- Да, принципиально невозможный для этой планеты. Скажем, с повышенным содержанием редкого для этой планеты элемента или изотопа.

- Понимаешь, если они получат знания, превышающие их собственные достижения, у них могут развиться иждивенческие настроения, они будут черпать из этого запаса и разучатся думать самостоятельно. Сейчас неблагоприятные условия внешней среды: недостаток пищи, холод, возможность нападения хищников - заставляют их умнеть, чтобы выжить. Если мы оставим здесь значительный запас знаний, они, освоив его, могут застыть на месте. Раз уж пришельцы оставили нам это, подумают они, надо ждать продолжения.

- Почему?! Разве знания кому-нибудь мешали?

- Ты хочешь, чтобы они поняли нас, только когда достигнут нашего уровня?

Нельзя подносить им знания на тарелочке, они сами должны научиться стремиться к ним. Поэтому лучше оставить зонд у одной из планет-гигантов. Если уж они доберутся туда, за них можно будет не опасаться.

- А мне хочется, чтобы они узнали о нашем посещении раньше. Давай заменим вращение их планеты на противоположное.

- Не нашего, но хотя бы...

- Тогда... выполним инверсию магнитных полюсов.

- Ты хоть представляешь себе последствия для всех здешних живых существ!

- Давай реверсируем соседнюю. Пусть она вращается в обратную сторону. Или даже две: соседнюю и еще какую-нибудь. Две такие планеты в одной системе - это невероятно.

- А разве она не может происходить самопроизвольно? И вообще, лучше не проводить никаких экспериментов с планетой.

- Изменим расстояния между планетами? Чтобы они не подчинялись нормальному распределению.

- Ты думаешь, что они не найдут другого объяснения, чем инопланетное вмешательство? Это ведь все равно что сказать: Бог создал. И - никаких вопросов. А если предположить: неоднородности протопланетного сгустка... необходимость равенства моментов количества движения... возмущающие воздействия - особенно случайные - со стороны соседних звездных систем или же от блуждающих звезд. В гипотезах недостатка не будет, будь спокойна.

- Создадим им второй спутник! Или этот передвинем! Сделаем его угловой размер равным угловому размеру светила, заставим через неравные промежутки времени затмевать Солнце и этой-то последова тельностью закодируем сообщение о нас!

- То же самое. Существующее служит для проверки гипотез, а не для их выдвижения. Поскольку так есть, иную возможность бытия можно только предполагать, но никому не придет в голову, что существующее может противоречить мировым константам.

Нет, и этот вариант не подойдет: либо появляется периодичность, либо теряется часть сообщения. При периодичности никому и в голову не придет расшифровывать такие сигналы. Да и вряд ли вообще кто-нибудь додумается, что затмениями закодировано наше сообщение. И что считать сигналом: продолжительность затмения или промежутки между ними? С таким же успехом мы можем закодировать наше сообщение в блеске молний во время грозы - это даже будет проще.

- Мысль неплохая. Именно неравные промежутки, иначе все можно будет объяснить простым совпадением, чистой случайностью. Хотя и неравные тоже.

- Я же сказал тебе: не трогай планету!

- Ты все время меня сбиваешь. И я уже не знаю, что делать. Может, увеличим расстояние их планеты от светила?

- Ты же сама видишь: ни один вариант не годится. Я боюсь, что само наше пребывание здесь сможет повлиять на них: если они воспринимают наше мыслеизлучение...

- Так значит, не оставим им ничего?

- "Боги обещали вернуться"? Не хотел бы я такого толчка.

- Это пойдет им на пользу! Правильно! У них останется воспоминание о нас - в них самих! Ведь они уже умеют обрабатывать камень - значит, их мысль уже работает и воспоминание о нас станет манить их к звездам.

* * *

- Ну какие мы боги? Обыкновенные путешественники. Я постараюсь побывать здесь еще раз, чтобы посмотреть, какими они станут, когда повзрослеют, посмотреть на их цивилизацию. Да и планета их мне очень понравилась. Пойду прогуляюсь еще разок перед отлетом. Подышу здешним воздухом и возьму себе на память что-нибудь: камушек, веточку. Я всегда так делаю.

- Выбирай сам. Я уже оставила на планете память о нашем посещении.

- Возле какого гиганта оставим зонд? Мы как раз пролетаем мимо...

- Когда выходила в последний раз. Помнишь ту плоскую скалу? Я нарисовала нас с тобой, звездолет и подписала: "Мы были здесь".

- Что?.. Что ты сделала?

- Я старалась, как могла. Они вертелись вокруг, но не мешали. Мне кажется, мы расстались друзьями.

- Зная, как ты рисуешь, представляю, что вышло.



Сергей Трищенко (г. Белгород).
Рисунок М. Шалавеене.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)