[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)


Поэтический, образный диалог с окружающим миром - яркая черта русскогохарактера. При таком восприятии мир полон красок, полнозвучен, объемен.В XVII веке это живое образное сознание существовало в ареоле сказок, легенд,былин, сказаний, которые мощно его питали, поддерживая в нем древние пласты.Своей поэзией этот коренной фольклор преобразовывал быт, наполненный каждодневнымиделами. XVII столетие - рубеж, когда можно говорить о тысячелетней русской истории,если включить в нее восточных славян, от которых, собственно, и произошлирусские. Славянские племена пришли в Восточную Европу примерно в VI векенашей эры из Западной Европы, неся в себе мощный жизненный потенциал. Впередиу них - яркая и суровая история создания государства и превращения егов могучую империю.Восточные славяне жили еще родами, в полной гармонии с окружавшим ихживым и одушевленным для них миром природы. Поклонялись языческим богам,от воли которых, как считалось, зависел установленный на Земле порядок,почитали души предков, будучи уверенными, что души эти влияют на их жизнь.В Х веке на языческое сознание наложилось христианство, к тому временипросуществовавшее в мире практически уже 1000 лет.Христианство открыло человечеству принципиально новую дорогу. Взаменязыческой картины мира, где человек был слепой игрушкой судьбы и воли богов,предлагалась иная. Христианство учило: жизнь вечна, и от того, как человекпроведет свой временный, земной, срок, зависит его будущая жизнь - вечная.То был шаг к самоосознанию личности, человек наделялся свободой воли и,делая тот или иной выбор, нес ответственность за свою посмертную судьбу.Решение принять на Руси христианство - оно было продиктовано в первуюочередь государственными интересами - принадлежало князю и его советникам.Однако народное сознание явно не поспевало за государственными интересами.На русской равнине христианство приживалось трудно, в "глубинке" еще долгосохранялся родовой порядок, а языческий пласт так и не был вытеснен новойрелигией. Постепенно они срослись в некое образование, существовавшее вареоле суеверий и примет, хранивших в себе богатейший опыт долгого пребываниячеловека в единстве с природным космосом. Церковь потратила немало усилий,чтобы изжить их, но они сохранились вплоть до наших дней.Более чем два столетия прошли затем для Руси под игом Золотой Орды,став великим испытанием для русского характера. Наиболее пагубным былосостояние раздвоенного сознания: на одном полюсе - православная духовность,на другом - жестокий земной владыка в Орде, диктующий свою волю и на которогопоневоле ориентировались его русские подданные. Потом были годы кровавыхэкспериментов грозного царя и великая смута, снова подвергшие Русь жесточайшимиспытаниям.Между тем в те же столетия Европа сделала громадный шаг на пути познаниячеловеком мироздания и своего места в нем. Период Ренессанса, давшего мощныйимпульс научному прогрессу, породил идеи нового времени, еще более раскрепостившиечеловека. Научные открытия, которыми богато то время, подвели человечествок величайшей утопии, утверждавшей, что сам человек способен построить наЗемле новый Золотой век. Идеи эпохи Просвещения - это и есть поиски конкретныхпутей к заветной цели.Русский человек XVII века, московит, православный христианин, живетвне этих эволюционных достижений. Уже забыты языческие боги, позади годыпостыдной зависимости от Золотой Орды, стираются из памяти кровавые следыправления Ивана Грозного и потрясения Смутного времени. А на пороге - уженовая ломка представлений о мире и месте в нем человека: впереди петровскиеперестройки и наследовавшие им просвещенческие реформы, плодами которых- и добрыми, и недобрыми - живем мы еще и сегодня.XVII столетие - одна из своеобразных точек равновесия в русской истории:тяжелые испытания остались в прошлом, новое еще только грядет. Позже многиеисследователи будут убеждены, что в следующем, XVIII, веке Россия измениласвоему исконному пути. Но век XVII - еще очень русский век. КАКИМ ЖЕ БЫЛ СОВРЕМЕННИК ТОГО "ОЧЕНЬ РУССКОГО"ВРЕМЕНИ? Исчерпывающий ответ на этот вопрос потребовал бы фундаментального исследования.В данной статье предлагается достаточно схематичный и, вероятно, полемичныйподход к этой проблеме.Со стороны всегда виднее. Поэтому наиболее интересны свидетельства иностранныхгостей, побывавших на Руси в ту пору. "Мужчины вообще рослы, сильны и привычныко всем трудам и переменам воздушным". "Москвитяне среднего роста, плечистыи весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинныетуловища..." "По своей фигуре это большей частью крупные, полные люди срослым телом и широкими плечами... Лица у них крупные, сверху и внизу имеютсильную растительность, которую отпускают с юности..."Что же касается женщин, то "таковые с лица столь прекрасны, что превосходятмногие нации". Однако "они не удовлетворяются естественной красотой, икаждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетельи обязанность. Они стройны телом и высоки". О том, что у русских женщин"во всеобщем употреблении притиранья и румяна", писали многие иностранцы,порою наивно полагая, что это делается, "дабы скрыть природные недостатки.На Руси не считается за бесчестие белиться и румяниться, напротив, мужьяохотно делают издержки на сию прихоть жен своих".Одежда россиян настолько отличалась от европейского платья, что чужеземныегости непременно обращали на нее внимание. В длинных, свисавших до икркафтанах и рубахах, которые своим покроем и расцветкой вызывали у европейцевассоциации с Востоком, преобладала сверкающая жизнерадостная палитра, "горячие"краски с золотом и серебром: "кафтан бархатной красной, мех соболий пластинчатой", "кафтан камчатой василковой, подпушен тафтою желтою, подложен кумачом,с серебреными частыми пуговицами", "кафтан объяринной жаркой, травки золотные,круживо немецкое з городами, золото с серебром, подпушен тафтою жолтоюстучатою, подложен кумачом"."Летом, в жару, знатные вельможи на торжественных приемах и выходахпарились в собольих шубах, поверх парчовых кафтанов, атласных терликови в дорогих "горлатных" шапках", купцы - в "парчовых одеждах и шапках изчерно-бурых лисиц". "На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, нопо своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь..." На ногахкрасовались сапоги, доходившие до икр, подбитые железными подковками. Народже носил лапти, плетеные из лыка.Объемные одежды скрывали фигуру, словно бы заключали в замкнутую оболочкуносившего их человека, придавая ему важный, степенный вид. Но яркие насыщенныецвета делали эту чопорную одежду пышной и нарядной.В женском наряде, таком же статичном и солидном и тоже из ярких тканей,была особенность. Г. М. Айрман, побывавший в Москве в 1669 году в составешведского посольства, пишет, что русские женщины "по своему обычаю, сверхмеры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянносвисают с ушей на золотых колечках; так же и на пальцах носят драгоценныеперстни". В девичьи косы вплетали жемчуг и золото, а "на конец... кистьиз золотых или шелковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром..."Подобный обычай существовал не только у знатных женщин "с достатком".Иностранцы отмечали, что "разных драгоценностей у москвитян много - жемчугу,смарагдов, бирюзы, сапфиров... мелкие граненые рубины до того дешевы, чтопродаются на фунты..."Говоря об одеяниях, невозможно не упомянуть особую бережливость нашихпредков. "Всегда, што делают, в ветшаном платье, а как пред государем (хозяиномдома. - Р. Б. ) и при людех, в чистом повседневном платейце, а впраздники и при добрых людех или с государем или с государынею где быти:ино в лучшем платье" - наставлял "Домострой" - кодекс поведения русскогоправославного христиани на. Составленный в XVI веке "Домострой" не утратилсвоего значения и в следующем. Мода, которая нынче обновляет гардеробымного скорее, чем изнашиваются одежды, тогда оставалась одним из мериловстабильности мира. Известно, что даже в царских домах в завещаниях фигурировалидовольно поношенные шубы. Принять в подарок кафтан "с плеча", или попростуиз гардероба господина, было весьма почетно.Не забыл "Домострой" и о таких деталях, как "всякое платье кроити иостатки и обрезки беречи", они "ко всему пригождаются в домовитом деле".Детскую одежду следовало кроить, загибая "вершка по два и по три на подолеи по краям, и по швам, и по рукавам" - на вырост.Замкнутость и красочность - характерные особенности русского двора тойпоры. Дворы зажиточных людей обнесены глухими заборами, за которыми скрывалисьот любопытных глаз жилые хоромы (с улицы виднелись только их верхи) и множествохозяйственных строений. Двор делился на передний и задний. В хозяйствебыли сады, огороды и даже рыбные пруды.Живописные виды, открывающаяся перспектива далей и водной глади не привлекаливнимания средневекового русского человека - это появится столетие спустя.А пока, не обособившись еще от природы, он и не противопоставляет ей свойвкус и волю, не эстетизирует ее, услаждая свои чувства. Пруды возникают,когда запруживают реки, строя мельницы, в прудах разводят рыбу. Ее в тевремена было множество, она ценилась, так что сооружали и специальные рыбныепруды.И все же шаг навстречу эстетическому восприятию природы сделан уже вXVII столетии. В 1668 году голландский путешественник Й. Й. Стрюйс напишет:"Недавно вошли в моду цветы. Прежде смотрели на них как на пустяки и говорилио разведении их, как о смешной забаве, но с некоторых пор нет дворянина,у кого бы не росла большая часть цветов, свойственных климату Европы".Двор и хоромы сооружали, как правило, просто, без затей. Так было практичнее:постоянные пожары, разгулявшись, "пожирали" все на своем пути. В то времяих даже не тушили. Сбегавшиеся по тревожному набату люди спешили уберечьот огня стоявшие рядом постройки и с невероятной скоростью разбирали ихпо бревнам. Но и ставили новые дома с отменной скоростью. Похоже, ни одининостранный гость столицы не обошел вниманием умение русских мгновеннозаново обстраивать погорелые места. Почти все они сообщают о московских"лесных рынках", на которых дома или отдельные их части можно было приобрестиготовыми. Нынешняя Лесная улица у Белорусского вокзала как раз напоминаето подобном рынке.По традиции хоромы ставили посреди переднего двора. Когда стали появлятьсякаменные жилые палаты, их уже нередко выдвигали к улице. В богатых хоромах(правда, далеко не во всех) верх делали нарядным - в виде, например, "куба"или "бочки". Но чаще всего дома завершали практичные крутые скатные кровли:они были не дороги, по ним хорошо стекал дождь, меньше задерживался снег,а пространство под крышей служило для хозяйственных нужд. Но совершеннообязательно должны были быть украшены главные вехи на пути к дому - передниеворота и переднее крыльцо.Вступив в хоромы, посетитель оказывался в передних сенях; если он приходилс визитом, то следовал в переднюю (приемную), куда к нему выходил хозяин.В глубины же дома путь посторонним был заказан. И вовсе никому не доступнойоставалась "женская половина", расположенная в недрах хором. В небогатыхдомах, конечно же, все было проще.Русские всегда отличались гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтисьбез обильного стола. Для трапез, на которые прибывали многочисленные гости,в XVII веке (как, впрочем, и прежде) сооружали специальную хоромину, вкоторую можно было попасть из тех же передних сеней, не заходя в жилуючасть. В обычные дни еда полагалась "с воздержанием", "в подобно время",освященная молитвой. Зато праздничные обеды затягивались на несколько часов,а подаваемые блюда исчислялись десятками. При этом "кушанья ставят на столне все вместе, а сперва едят одно, потом другое, третье, до последнего;между тем принесенные блюда держат в руках".За царским столом могли быть и сотни перемен. Царский торжественныйобед отличался степенностью и дворцовым церемониалом: царь "рассылал" гостямхлеб, кубки и угощения. В других же случаях:... как будет пир на веселие, ивсе на пиру гости пьяны, веселы,и седя все похваляются...("Повесть о горе-злосчастии").Праздники, видимо, заканчивались шумно и буйно - недаром все тот же"Домострой" осуждает не только "объядение" и "пиянство", но и "песни бесовские,плясание, скакание, гудение, бубны, трубы...". Впрочем, этот вид развлеченийподразумевал, надо думать, в первую очередь скоморошеские "игрища". Бояринили богатый дворянин могли только наблюдать такое веселье. Процитируемочевидца: "Никакой музыки (инструментальной, как на Западе. - Р. Б. )...не бывает; над танцующими смеются, считая неприличным плясать уважаемомучеловеку. Зато есть у них так называемые шуты, которые тешат их русскимиплясками, кривляясь, как скоморохи на канате, и с песнями, большею частиювесьма бесстыдными". Порою звучат гусли. Но бывало и так: хорошо одетыедворовые женщины, стоя у дверей, забавляют гостей шутками, сказками с прибаутками.Западный современник у себя дома уже во всю наслаждался плодами барочнойкультуры, удовлетворявшей эмоциональные запросы человека. Тем необычнееиностранцу представлялись и небольшие русские помещения, и маленькие, какправило, "лежачие" окна, и неподвижные лавки по стенам, на которых нередкои спали. Столь же неожиданным казалось почти полное отсутствие мебели:стол, переносные лавки да поставец для посуды. Производила впечатлениебольшая печь, без которой невозможно обойтись в холодные русские зимы.В знатных домах печи отделывались изразцами. Порою печь в любые морозы- это еще и общее для всей семьи спальное место.Убранство русских хором тоже представлялось чужеземцу каким-то особенным.В зажиточных домах полы, стены, двери, лавки, подоконники - все обито илипокрыто сукнами и камками, в знатных домах много ковров.Для пола, стен, дверей, лавок чаще всего использовали красный цвет -любимый на Руси цвет жизни, Солнца, огня. Оттенков красного было множество.После красного наиболее любимый - зеленый, потом уже всякие другие. Этоподтверждают сохранившиеся описи имущества зажиточных людей, где значатсяпарчи, сукна, камки, а цвета: красные, алые, лазоревые, жаркие (оранжевые),васильковые, зеленые... "По камкам травы золотные". Тканевые завесы, подвешенныена кольцах, служили условными перегородками или же прикрывали окна и редкиепо тому времени зеркала. Их украшали нарядными каймами и опушками из золота,серебра, кружев. Тканевая фактура "смягчала" формы, а их яркие цвета делаликомнаты нарядными и жизнерадостными. Конечно, такое убранство можно быловстретить лишь в состоятельных домах.Сверкающее красками убранство жилища и насыщенный цвет костюма - проявлениеярко выраженного эмоционального и жизнерадостного восприятия мира. И неесть ли это свидетельство того, что дохристианское прошлое еще мощно даето себе знать? Ведь христианская вера требовала сосредоточенности и сдержанностиво всем. Не исключено, что корни русского богатого интерьера со множествомтканей и ковров надо искать в Золотой Орде.А вот маскирующий фигуру костюм или замкнутый двор с недоступными дляпосторонних хоромами - следствие христианской картины мира. Это раньше,в дохристианс кие времена, человек мыслил себя в единстве с природой, апотому от нее не отгораживался, наоборот, остро осознавал свою неразрывнуюс ней связь. Теперь же он должен был сторониться греховной земной жизни,оберегать душу от соблазнов дьявола. (Хотя и здесь все не так однозначно:не исключено, что и в данном случае сказывались вынужденные долгие контактыс Золотой Ордой.)Христианскому миру свойственны каноничность, углубленность в себя иустремленность к Богу. Материализованным "полюсом" этой направленностивсегда остается икона - своего рода окно в Горний мир. Через нее обращалиськ Богу, взывали к небесным силам о помощи и поддержке. Сквозь иконописныеобразы Христа, Богоматери, святых с их взглядами "из вечности" пролегаланевидимая нить, связующая земной и вечный миры. Кстати сказать, иконы всвоей композиции тоже строго следовали издавна сложившемуся канону. По"Домострою", иконы надлежало "ставити на стенах, устроив благолепно местосо всяким украшением и со светильники".Так оно и было. "Избы украшаются двумя или тремя неискусно (но это навзгляд чужака. - Р. Б. ) нарисованными иконами, на коих изображенысвятые и пред которыми русские молятся, в особенности пред образом святогоНиколая, на коего полагают все свои надежды..." Икона была непременнойсоставляющей всех главных помещений хором. Общеизвестно, что, входя в дом,русский человек поначалу осенял себя крестным знамением и лишь затем здоровалсяс присутствующими. Столь важная роль иконы свидетельствует, сколь существеннымдля русского сознания был эмоционально-образный диалог с миром духовным.В богатых русских хоромах обязательно была баня, устроенная здесь же,в хоромах. У хозяев победнее баню ставили отдельно во дворе. Мылись часто,подолгу, с душистым паром, веником, "с отдохновением". Если была возможность,бани располагали ближе к реке, и тогда, разгоряченные, "остужались" в проруби.Русская баня - это много более, чем просто мытье. Это особый ритуал и отдых,и лечение, и удовольствие, словом, часть образа жизни.Все прочие дворовые строения - людские избы и многочисленные хозяйственные(поварни, хлебни, житницы, сушила, погреба, ледники, амбары, сенницы, конюшни,помещения для скота и птицы) распределялись по переднему и заднему дворам.Они составляли одну из оболочек замкнутого средневекового двора. В их обликеи размещении руководствовались в первую очередь практическими соображениями.Практичность и смекалка проступали во всем. Например, вещи во время пожаранемедленно прятали в погреба. Большое впечатление на приезжавших производилирусские ледники, позволявшие долго сохранять запасы портившихся продуктов.Но даже то, что должно было быть в основном лишь удобным и прочным,русские умели увидеть в особом свете, наполнить особой поэзией. Вот, кпримеру, описание проветривания погребов.А меда сладкие, водочки стоялыеПодвешены в бочки сороковки,В погреба глубокие, на цепи на серебряны.Туда подведены ветры буйные:Как повеют ветры буйные,Пойдут воздухи по погребам,Так загогочут бочки будто лебеди,Будто лебеди на тихих на заводях;Так век не затхнутся напиточки сладки,Чару пьешь, другую пить душа горит,Другую пьешь, третья с ума нейдет...Как образно и красочно запечатлен ы в стихах устройство погреба и егосодержимое! Итак, мы познакомились с тем, как выглядели русские люди вдопетровскую эпоху, мы увидели среду, в которой они жили, их отношениек ней, узнали некоторые особенности их быта. Тема следующей статьи - заглянутьв душу наших предков. Кандидат искусствоведения Р. БАЙБУРОВА.
Москва. XVII век. Палаты боярина В. В. Голицына в Охотном ряду, гдетеперь гостиница "Москва" (рисунок Д. Сухова).



Парсуна (портрет) царя Федора Иоанновича. XVII век.



Парсуна М. В. Скопина-Шуйского. XVII век.Миниатюра XVII века изображает боярский пир.А так мылись в бане, построенной в хоромах.Боярыня в тереме с детьми и гусляром. XVII век.Фрагмент фрески (1694-1695 годы) в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.



Музыканты - гравюра из "Букваря". XVII век.Нищие крестьяне у ворот монастыря. Миниатюра XVII века.Уборка сена. Миниатюра из книги "Лекарство душевное". 1670 год.



Боярин в жалованной шубе. XVI век.Русский купец и купец из заморских стран.Один из примеров узорной вышивки золотыми и серебряными нитями. XVIIвек.Стрелец с бердашом и ручной пищалью. 1674 год.Резные деревянные прялки.Решетка Теремного дворца Московского кремля. XVII век.Деревянные хозяйственные постройки: баня, амбар, колодезь с журавлем.Ендова боярина Василия Стрешнева. 1644 год.Деталь большого наряда царя Алексея Михайловича (его создавали в 1627-1628годах) - герб Москвы.Евангелие 1678 года иллюстрировано 1200 цветными миниатюрами - заставкамии рисунками, толкующими библейские истории и притчи.Ковш первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Перваяполовина XVII века.Тарелка (16 сантиметров в диаметре). Изделие из серебра и эмали сольвычегодскихмастеров.Алам пушкарский - отличительный знак русских артиллеристов XVII века.Его носили на груди и на спине, а потому он служил еще и защитой, имеяв диаметре 20 сантиметров.Замок ружья царя Алексея Михайловича, с которым он ходил на крупногозверя. Мастер - Григорий Вяткин. 1654 год. Губам курка придан вид головычудовища, в зубах которого зажат кремень, высекающий искры при ударе поогниву.






(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)