[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Докторэкономических наук И. ОСАДЧАЯ.

ХХ столетиестало свидетелем двух величайшихкрахов. Первая его третьзакончилась крахом системыклассического капитализма.Подтверждением тому был самыйглубокий и всеобъемлющий кризис1929—1933 годов. Однако капитализмнашел из него выход в созданиинового механизма регулирования,основанного на сочетаниицивилизованного рынка,государственного вмешательства вэкономику и демократическойсистемы власти.
Завершающая третьознаменовалась крахомсоциалистической системы,основанной на полномогосударствлении экономики итотальной власти одной партии. Этоткризис продолжается. И если в рядебывших стран “соцлагеря” уженаметился перелом (практическиостановлена инфляция и началсяподъем в Польше, Чехии, Словакии,Венгрии), то в нашей стране света вконце туннеля еще не видно.Глубочайший структурный кризис —кризис переходного периодапереплелся с такой же структурнойинфляцией и недавним финансовымкризисом, и борьба с этоймногоголовой гидрой пока еще невыдвинула своего героя.
Но очевидно, что вперспективе цель та же: создатьустойчивый механизм управленияэкономической системы, основаннойна тех же трех китах:цивилизованный рынок,государственное регулирование,демократическая политическаясистема. История учит, что именнотакая организация обществаустойчива, способствует ростублагосостояния, выявляетспособности людей, обеспечиваетрешение многих социальных икультурных проблем. Вот почему естьбольшой соблазн еще раз обратитьсяк кризису 1929—1933 годов и его итогам.

Конецэпохи классического капитализма.
Кризис 1929—1933годов


Современную рыночнуюэкономику индустриально развитыхстран, как и экономику XIX столетия,по традиции называют“капитализмом”, поскольку главнаяее черта — динамичность,основанная на превращении прибылив капитал, на непрерывномнакоплении богатства и расширениипроизводства. Однако экономическиймеханизм, который обслуживал иобслуживает этот динамическийпроцесс (а вместе с ним — и уровеньблагосостояния общества в целом),его социальная структура именталитет общества не оставалисьнеизменными.

Чем отличалсяклассический капитализм XIXстолетия? Это была экономическаясистема, основанная наиндивидуальной частнойсобственности, где преобладалииндивидуальные предприятия.Регулирование такого капитализмаосуществлялось в основном спомощью стихийной рыночнойконкуренции. Протестантская этикаопределяла мировоззрение иповедение правящего класса.

На рубеже XIX и ХХстолетий этачастнопредпринимательская модельначала рождать своих собственныхмонстров. Концентрация ицентрализация капитала породилипервые крупные корпорации,гигантские тресты и картели,способные монополизировать то илииное производство и отраслевыерынки. А между тем этамонополизация вносила вэкономическую систему элементыорганизации и планирования. Но онаже, убивая конкуренцию и свободуценообразования, несла с собойзагнивание и застой. В это же времякрепли позиции профсоюзов,способных противопоставить силемонополистических объединенийсилу организованного рабочегокласса, что резко ограничивалорыночные процессы и в определениизаработной платы.

Экономическая системаутратила гибкость. Результатомстал глубочайший кризис 1929—1933годов. За ним последоваладлительная депрессия, котораяпродолжалась вплоть до началаВторой мировой войны.

Чем глубже в историюуходит это событие, тем яснеестановится: кризис был не простоочередным циклическим кризисомперепроизводства — одним из тех,что регулярно поражаликапиталистическую экономику. Тобыл кризис самой системы, котораяуже не могла функционироватьпо-старому и требовала глубокойперестройки. Вот некоторые егохарактеристики. Кризис завершилпериод бурного процветаниядвадцатых годов. Начался он вфинансовой сфере. “Чернаяпятница” 24 октября 1929 года в одиндень разорила миллионы крупных имелких держателей акций, произошелбиржевой крах, после чегопоследовали стремительноеснижение производства и ростбезработицы.

В 1932 году — самаяглубокая точка кризиса —производство сократилось, посравнению с 1929 годом, более чемнаполовину, частныекапиталовложения снизились вчетыре раза, а в обрабатывающуюпромышленность — почти в пять раз.Выпуск автомобилей сократился на 80процентов. Выплавка стали — на 7 Всередине 1932 года металлургическиезаводы были загружены всего на 12процентов мощности. Кризиссопровождался массовымибанкротствами и безработицей —обанкротилось около 130 тысяч фирм. Вначале 1932 года в США насчитывалось15—17 миллионов безработных. Еслиприбавить к ним полубезработных,занятых один—три дня в неделю, тоэто уже почти треть населения.

Особенно сильно кризисударил по банковской системе.Массовые набеги вкладчиков,стремившихся изъять свои вклады,породили цепную реакцию банковскихкрахов. В конце 1930 года потерпелкрах Банк Соединенных Штатов. В 1931лопнуло свыше двух тысяч банков, а в1933 — еще две тысячи семьсот. Этобыла подлинная банковскаякатастрофа.

Если наш кризис 1991 годасопровождался бурной инфляцией иею усугублялся, то Америка в“великую депрессию” инфляциивообще не знала. Наоборот, в СШАпроизошло резкое падение цен. Ценапшеницы снизилась в два раза,хлопка — в два с половиной. Цены насельскохозяйственную продукциюпадали сильнее, чем на промышленныетовары, разоряя и ухудшая положениефермеров.

Какие действияпредприняло в этих условияхамериканское правительство? Прямоскажем, неординарные, учитываяисторию страны и традицииневмешательства государства вэкономику.

Еще в декабре 1929 годапрезидент Гувер выдвигает солиднуюпрограмму капитальногостроительства с участиемгосударственных финансов и частныхинвестиций. При нем в октябре 1931года создается Национальнаякредитная корпорация (в нейучаствуют крупнейшие банки) дляспасения от краха промышленных,финансовых, торговых ижелезнодорожных компаний.

Однако Гувердействовал робко инепоследовательно, он все ещеверил, что “экономические болезнинельзя лечить законами”, что стоитположиться на “великодушиевремени”. В 1931 году он даженакладывает вето на законопроектВагнера о создании системынациональной помощи безработным,по-прежнему рассчитывая на частнуюфилантропию.

 



 

Только что вступившийв должность президент США ФранклинРузвельт (на фото — справа)излагает свой “новый курс”.

 

 

 

Однако время непроявляло великодушия. За тяжелым1931 годом последовал еще болеетяжелый 193 Именно тогдапрезидентский пост занял Ф.Рузвельт, тридцать второйпрезидент и третий за всю историюСША кандидат от Демократическойпартии. Создатель “нового курса” ссамого начала выступил противобщепринятого консервативного:“то правительство лучше, котороеправит меньше”. Еще будучигубернатором Нью-Йорка, в 1928 году онговорил: “Государство, которое нестарается правительственнымимероприятиями разрешать новыепроблемы, вызванные огромнымростом населения и поразительнымидостижениями науки, обречено наупадок и неминуемую гибель отбездействия”.

Но Рузвельт тогда неимел какой-то определенной,рассчитанной по срокам программы.Он понимал, что предвидеть все —это утопия, и верил только вдействие. “Страна, — говорил он, —нуждается и, если не ошибаюсь,настойчиво требует смелыхэкспериментов. Здравый смыслподсказывает, что нужно выбиратьметод и делать попытку; если опыт неудается, надо откровенно этопризнать и попробовать другойспособ. Главное пробоватьчто-нибудь”.

И эксперименты подлозунгом “нового курса” начались.

В день инаугурацииРузвельта разразилась банковскаякатастрофа, поэтому решительные иконструктивные меры былипредприняты прежде всего вбанковской и финансовой сферах.Первым делом правительство закрыловсе банки “на каникулы”,прекратило обмен банкнот на золото,которое просто изъяло из обращения.Золотое содержание доллараснизилось почти наполовину,произошла девальвация доллара.

Фонды созданной еще приГувере Национальной кредитнойкорпорации — теперь она сталаназываться Реконструкционнойфинансовой корпорацией (РФК) —резко увеличились за счетбюджетных вливаний, и она сталаиграть важнейшую роль в спасениибанков, впрочем, как и других сферчастного бизнеса. Одновременносоздавались специальныегосударственные иполугосударственные банки, чтобыфинансировать определенные сферыэкономики — сельское хозяйство,жилищное строительство, экспорт. С1932 по 1939 год через РФК в банковскуюсистему было влито четыремиллиарда долларов, железнымдорогам передано 1,4 миллиарда,сельскому хозяйству — 2,4 миллиарда.

Ряд законов обеспечилстабильность коммерческих банков.Государство взяло на себястрахование депозитов вкоммерческих банках. При этом ононачало активно влиять на объем иформы банковского кредита, низкимирезервными нормами и учетнымиставками добиваясь ростаинвестиций.

Реформы фондовой биржиимели целью навести порядок нарынке ценных бумаг: они сталипроходить специальную жесткуюпроверку, новые правила ограничиливозможность использования кредитадля спекулятивных операций сценными бумагами.

Другие меры былинаправлены на преодоление спадапроизводства. Разработанныепрограммы комплексного развитияпредполагали начать строительствогидроэлектростанций, освоениеприродных ресурсов в районах,особенно страдавших от депрессии.

Самым крупным иэффективным проектом такого родастало освоение бассейна рекиТеннесси, охватившее семь южныхштатов. Корпорация — Управление поосвоению долины Теннесси (ТВА) —передала все права собственности вэтом регионе государству.Управление, финансируемое избюджета, занималось не толькогидростроительством, но и решениемдругих производственных,экономических,сельскохозяйственных проблем. Исегодня это крупнейшаягосударственная корпорация, надолю которой приходится 8 процентоввсего производства электроэнергииСША, в ее ведении — крупные заводыпо производству военной продукциии минеральных удобрений.

Особых забот требовалосельское хозяйство. Чтобыподдержать уровень цен на егопродукцию, был принят закон осокращении сельскохозяйственногопроизводства. Фермеры,соглашавшиеся производить меньшепшеницы, кукурузы, табака, мяса,молока, получали компенсацию,средства для которой предоставлялспециальный налог на потреблениеэтой продукции. Ее в большихобъемах закупало правительство.Вместе с тем оно резко расширилокредиты фермерам, сократилопроцент по их долгам, оказывалопомощь разоряющимся фермерам. И,конечно, стимулировало вывозпшеницы и хлопка за границу,например, выдавая “вывозныепремии”.

Самые кардинальныереформы “новый курс” предполагалв социальной сфере, за чтопротивники и обвинили Рузвельта всоциализме, даже в “советизации”Америки. Уже в августе 1933 года былподписан закон о социальномстраховании, которыйпредусматривал не только помощьбезработным, но и субсидии штатамдля оказания помощи нуждающимся ибольным, инвалидам, пострадавшим отстихийных бедствий. Он установилтакже пенсии для рабочих, достигшихшестидесяти пяти лет.

Одновременногосударство активно финансировалообщественные работы, прежде всегостроитель ство. Безработнаямолодежь (от 18 до 25 лет) могла на годотправиться в Гражданский корпус —лагеря военизированного типа(вроде строительных батальонов).Они строили дороги и плотины,охраняли и возрождали леса и парки.(За восемь лет своей деятельностиГражданский корпус расширилплощадь лесов на 6 миллионов 885тысяч гектаров, возвел 6 миллионовсооружений против эрозии почвы,создал множество мест дляразведения рыбы.)

Все экстренныемероприятия требовали огромныхрасходов. Поэтому увеличилисьналоги. Но этого было мало. Ничегоне оставалось, как прибегнуть кпрактике финансирования бюджета спомощью займов, то есть дефицитногофинансирования (хотя во времяпредвыборной кампании Рузвельт,как и его предшественники, клялсясбалансировать бюджет). К 1935 годубюджетный дефицит достигневиданного до той поры уровня —5—6 процентов валовогонационального продукта (с нынешнейточки зрения, размер совершеннонормальный в условиях глубокогокризиса).

Такая политика былаоправдана резким падением цен,отсутствием инфляции и крайненебольшой государственнойзадолженностью: сохранилисьзначительные резервы средств как унаселения, так и у банков.

“Новый курс”Рузвельта принес желанныерезультаты. Уверенность, оптимизм,напористость, с которымидействовал президент, рождалинадежды. Началось экономическоеоживление. Колоссальный переломпроизошел и в общественномсознании, в понимании той роли,которую должно играть государствов экономической жизни страны.Прежде функции государствасводились в основном к тому, чтобысодержать армию и полицию, то естьоно обеспечивало внешнюю ивнутреннюю безопасность, а такжеосуществляло административноеуправление. Теперь же отгосударства стали ожидатьсоциальных гарантий,обеспечивающих прожиточныйминимум всем, кто оказался вне благрыночной экономики, — безработным,бедным, больным, пенсионерам, детям.

Вот почему “новыйкурс” не был только лишьпрограммой краткосрочных, пожарныхмероприятий. Он положил началокоренному преобразованиюамериканской экономики. Конечно,основой основ оставалось частноепредпринимательство, а главнойдвижущей силой — рыночнаяконкуренция, заставляющая боротьсяза потребителя, снижать издержки,создавать новую продукцию, двигатьтехнический прогресс.

Государство не сталозаниматься непосредственнопроизводством. Оно взяло на себяобщее регулирование экономическойконъюнктуры, стимулированиеэкономического роста и смягчениесоциальных последствий тогообщественного неравенства, котороерождает или обостряет рыночнаяэкономика. В итоге появился новыйэкономический механизм, такназываемая смешанная экономика, вкотором взаимодействуют и рыночнаяконкуренция, и планирование врамках крупных корпораций, ицентрализованное регулирование.

В валовом национальномпродукте росла долягосударственных расходов —федеральных и местных. Если в 1929году она составляла лишь 10процентов, то в 1934 выросла почти вдва раза, а к началу девяностыхгодов превысила 30 процентов. Иначеговоря, у правительства появилисьширочайшие возможности дляосуществления новых задач,вставших перед государством и вэкономической, и в социальнойсферах. С этой точки зренияинтересно посмотреть на то, чтопредставляет собой нынешняяструктура федерального, то естьцентрального бюджета США. Примерно28 процентов — это военные расходы,около 7 — расходы, связанные схозяйством (в основном —строительство дорог, связь и т. п.) и47,3 процента — расходы, идущие нанужды образования, медицинскогообслуживания и социальногообеспечения. Если учесть, что иместные бюджеты в основномфинансируют социальные программы,то следует признать, что в СШАдоминирует социальная ориентациягосударственных финансов.

Но откуда у государствапоявились такие деньги? Увеличениерасходов потребовалоколоссального расширенияналоговой базы. Именнорузвельтовская администрациясделала главным источникомналоговых поступлений подоходныйналог, причем с оченьдифференцированными налоговымиставками. Богатые в свое времядолжны были выплачиватьгосударству до 70 процентов своихдоходов; впоследствии этапредельная ставка была снижена, ноподоходный налог остался главнымисточником государственныхдоходов. Он и ныне дает 42—43процента поступлений в федеральныйбюджет. Заметьте, налог на прибыликорпораций обеспечивает только 11процентов поступлений. Зато важнуюроль играет налог, который в равноймере уплачивают предприятия иработники, — налог на заработнуюплату. Он дает до 36—37 процентовобщих поступлений в бюджет.

Важнейшую роль вцентрализованном регулированииэкономики, наряду с бюджетом, сталиграть Центральный банк, илиФедеральная резервная система США,в которую входят двенадцатьрегиональных банков. Всю еедеятельность определяет Советуправляющих, подчиненный толькоКонгрессу. Широкое распространениеполучили кредитные инструментыфинансовой помощи государства —представление государственногокредита (в том числе льготного), атакже гарантирование государствомчастного кредита, разнообразныеформы кредитования мелких исредних предприятий.

Однако бюджетноерегулирование таит в себе и большиеопасности. Слишком быстрый рострасходов, появление устойчивыхбюджетных дефицитов способствуютразвитию инфляции. А при слишкомвысоких ставках индивидуальногоподоходного налога обществовырабатывает “защитныемеханизмы” — появляются разныеспособы уклонения от налогов,теневая экономика, возникаетсистема всевозможных льгот иисключений из правил, создаваемаясамим государством, что поощряетлоббизм и коррупцию.

Диалектика жизнитакова, что всякое достоинство современем превращается внедостаток. В восьмидесятых годахмногое из того, что явилосьпродолжением рузвельтовскихреформ, подверглось существенномупересмотру. Налоги стали тормозитьэкономическую активность,уменьшились сбережения, асоциальная благотворительностьобернулась нежеланием многих слоевнаселения трудиться или искатьработу. Стало очевидно, что многиевиды работ, которые брало на себяправительство, дешевле иэффективнее осуществляютсячастными предприятиями. Началосьдвижение в пользу сокращениягосударственного вмешательства вэкономику, уменьшения егосоциальных обязательств. Впоследнее десятилетиеправительство США проводитнастойчивую политику ограничениядальнейшего опережающего ростагосударственных расходов исокращения бюджетных дефицитов.

И тем не менее это неумаляет значения проведенных всвое время Рузвельтом и егопродолжателями реформ. В смешаннойэкономике была найдена та золотаясередина, на которой надо былоостановиться. Ведь именно этим ибыла сильна политика Ф. Д.Рузвельта. Употребляя понятие“золотой середины”, я вовсе нехочу сказать, что есть какая-тострого определенная модельсочетания рыночного игосударственного регулирования.Моделей много, как много стран инародов с разными историческимисудьбами и характерами. Но главное,что присуще всем моделям, состоит втом, что эти различия — нерезультат идеологическогопристрастия к той или иной системе“смешанности” (хотя и она играетнекоторую роль), а итог поисковоптимального сочетаниягосударственного и рыночногорегулирования при минимизациииздержек того и другого. Какуюмодель предложит нам история,предсказать трудно. Но ясно одно:государство — и в силу традиций(все же наша смешанная системавырастает из недрсоциализированной экономики), и всилу отсталости, и по причинеособых трудностей переходногопериода — будет играть в нашеймодели рыночной экономики важнуюроль. Никуда от этого не деться.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)