[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Со времен древнего каменного века- палеолита - мужскую и женскую одежду украшали орнаментом, нашивками иразного вида подвесками. И это не только было данью красоте, как ее понималилюди той поры, но, как говорят историки, носило знаковый характер. Любойорнамент и подвески имели глубокий смысл и тайное значение, они призваныбыли защищать человека от злых сил, в изобилии населявших окружающий мир. А вот орнамент изначально возниккак информация о родовой принадлежности. С развитием общественных отношенийтакая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему веку индустриальное общество при массовом производстве товаров потребления и одежды, казалось,окончательно забыло первоначальный смысл традиционных для каждого обществаорнаментов и украшений, превратив их в чисто декоративные элементы. Хотяесть и исключения. Например, до сих пор по расцветке шотландских мужскихюбок (кельти) узнают о семейной принадлежности их хозяина, его социальномстатусе и даже партийной принадлежности.
В захоронениях финно-угорских народов,населявших русский Север и просторы Западной Сибири уже в эпоху неолита(III-II тысячелетия до н. э.), археологи во множестве находят так называемыешумящие подвески геометрической формы и подвески, изображающие зверей иптиц. Первоначально они возникли как непременная деталь шаманского наряда- парки, помогающая шаману в общении с духами. Но позднее они выходят вширокий мир и становятся элементом одежды, главным образом женской, и благополучнодоживают до наших дней. Модницы Финляндии и сегодняносят традиционные "шелестящие" украшения, не ведая об их исконном смысле.А они несли в себе некую сакральную, магически-охранительную идею. Их изучениеми дешифровкой ныне занимаются археологи и искусствоведы. Однако истинноезначение древних украшений и по сей день до конца не раскрыто.Шумящие украшения, как выясняют археологи,изучая материальную культуру разных народов, были чрезвычайно широко распространеныв мире. Шум, издаваемый ими, с незапамятных времен считался оберегом, защитойот внешних вредоносных сил. Недаром у народов Кавказа до нашего временисохранился обычай на свадьбах стрелять в воздух и бить в барабаны. Сибирскиешаманы при общении с духами "семи миров" используют бубен, который считается"кораблем" колдуна. Или такой пример.В одном из шаманских погребений X-XI веков были найдены фрагменты деревянныхковшей, служивших, видимо, для ритуальных возлияний, с краями, обрамленнымиобоймицами с колечками и шумящими монетовидными привесками. Их магическоезначение в данном случае очевидно: они должны были своим звоном защищатьот злых умыслов содержимое сосудов.Среди финно-угорских женских украшенийтакже изве-стны браслеты с подвижными звенящими колечками по центру пластиныбраслета. Четыре из них найдены в Новгороде в слоях XII - первой третиXIII века. А вот в погребениях восточного и южного побережий Чудского озераих оказалось особенно много. В юго-восточной части северной Руси, в областях,контактных с финно-уграми, встречается уже иная разновидность шумящих браслетов- с ушками по краям для крепления колечек. Финно-угорские женщины носилии перстни с шумящими бубенчиками. Подобные украшения-амулеты на открытойруке женщины должны были оградить своим звоном хозяйку от злых духов инедобрых чар. Подобных примеров можно привести много.Шумящие подвески изготовлялись, как правило,в виде утки или коня-оленя, либо это были привески в форме утиных лапокили бубенчиков. Кстати, изображения утки появились на русском Севере оченьдавно, еще в эпоху неолита, видимо, уже тогда утка была промысловой птицей.Вероятно, уже на заре человечества складываетсямиф об утке-демиурге, то есть прародительнице мира. Этот сюжет нашел, например,свое отражение в мифологии карел и коми. "Уточка" - один из самых популярныхэпитетов, оносящихся к девушке или женщине в карело-финнском эпосе "Калевала".Согласно его повествованию, утка снесла яйца на коленях Матери Вод, и изних возникает мир:Не погибли яйца в тинеИ куски во влаге моря,Но чудесно изменилисьИ подверглись превращенью:Из яйца, из нижней части,Вышла мать-земля сырая;Из яйца, из верхней части,Встал высокий свод небесный;Из желтка, из верхней части,Солнце белое явилось;Из белка, из верхней части,Ясный месяц появился;Из яйца, из пестрой части,Звезды сделались на небе;Из яйца, из темной части,Тучи в воздухе явились.Штампованные изображения уток историкинаходят на предметах неолитической керамики II тысячелетия до н. э., встречаютуток и высеченных на кремне. Бронзовые полые изображения водоплавающихптиц были популярны у волго-камских народов и у населения Приладожья сVI по XIV век н. э. Постепенно эти изображения распространяются на всебольшей территории.Второе по значению место занимают изображениясак-
рального лося-оленя; позже его сменилифигурки коня. В "Калевале" речь идет о лосе Хийси - хозяине леса и представителеподземного царства Туонелы (эпос называет его "жеребенком Хийси"). Егосвязь с духами очевидна, да он и сам, как повествует эпос, мог стать оборотнем.Особенно хорошо известны филигранные бронзовыеолени-коньки из мерянских, мордовских и марийских могильников VI-XI веков.Как считает археолог Л. А. Голубева, подвески эти изготовляли девочки-подростки,когда готовились к свадьбе. В наиболее ранних подвесках лосиная (или оленья)сущность преобладает: на голове животного изображаются рога. И лишь наболее поздних подвесках вместо рогов появляются уши, подчеркивая конскийоблик фигурки. Форма подвесок на оберегах мерян - все те же утиные лапкии бубенчики. На спине фигурок частоможно увидеть концентрические круги - символ живо-творящего Солнца.В западно-финских землях (район Приладожья)археологи также встречают литые пластинчатые подвески и пластины с изображениямилося-оленя, позже - коня (VIII-XI века).Итак, изображение коня появляется позжелося-оленя, и появляется оно вместе со скотоводством, которое к тому времениздесь утвердилось. Судя по археологическим данным, скотоводство началоразвиваться на Севере с появлением Дьяковской культуры раннего железноговека (VII век до н. э. - VII век н. э.). Позднее у финно-угров возникаетобряд погребения, когда вместе с умершим хоронят и коня.Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знатокславянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда,по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночьюплывет на утках по подземной реке. Как считают мифологи, образ солнечногоконя был занесен на Север индоевропейцами. Достаточно вспомнить коней богаГелиоса и квадригу Аполлона, также бога Солнца. Наиболее ранние свидетельстваоб индоевропейцах на севере Восточной Европы относятся к бронзовому веку(Фатьяновская культура, II тысячелетие до н. э.). Вероятно, именно этотнарод принес сюда земледелие и скотоводство.Любопытно, как не сразу образ лося-оленяуступил место образу священного коня. Например, в погребениях Пазырыкскихкурганов на Алтае (V-III века до н. э.) были открыты конские погребения,но с деревянными оленьими рогами и кожаными масками: конь все еще продолжаеткак бы исполнять роль лося-оленя. И еще долгое время народная память сохранялаповерья, связанные со священным оленем. Так, в Подмосковье вплоть до недавнеговремени считалось, что после Ильина дня (2 августа) уже нельзя купатьсяв водоемах, поскольку "олень в воду помочился".Но вернемся к древнейшим украшениям. ВXII - начале XV века на севере Руси были распространены подвески иноготипа, чем те, о которых речь шла выше, - полые коньки. Этот тип украшений-амулетовнаследует художественный принцип более ранних, литых по восковой моделиполых подвесок-уточек. Доказательство налицо. Коньки как бы сохраняют воднуюсущность: по их нижнему краю проходит рельефная волнистая линия, символизирующаяводу. Во множестве их изготовляли в Новгороде, здесь найдены четверть всехизвестных амулетов такого рода и остатки ремесленных мастерских, в которыхих производили. Находят их и на Ижорском плато (земля финно-угорского народаВодь и Ижора), и в костромском Поволжье. Полые коньки-подвески - это, повсей видимости, идеологическое и художественное взаимодействие двух культур- финно-угорской и славянской.Изначально все виды подвесок с изображениемживотных делались с одной головой. И лишь со временем начинают преобладатьдвухголовые варианты - на две стороны света ("тяни-толкай"). Традиция этавосходит еще к эпохе неолита. В 1954 году археолог А. М. Раушенбах прираскопках неолитической стоянки Николо-Перевоз нашла роговую пластину сдвумя утиными головами, обращенными в разные стороны, в пластине есть отверстие,за которое ее подвешивали или крепили. Возможно, это деталь шаманскогонаряда эпохи неолита. Сегодня найденная подвеска - в экспозиции ГосударственногоИсторического музея в Москве.Двухголовость - отражение представленийо "дихотомии" - двойственности мира. И одним из проявлений такой двойственностидревнего мировоззрения было деление мира на мир людей и мир духов. Праваясторона считалась у славян священной, левая - областью духов (в христианскоевремя - стороной дьявола). Во всяком случае, двухголовые подвески - этозащита "на все стороны света", на все случаи жизни как в мире духов, таки в мире людей.Древнерусские шумящие подвески делали нетолько в виде утки и коня-оленя. Среди них можно найти изображения баранов,барса, петуха, бобра, медведя и других зверей. В конце XIV-XV веков бронзовыеподвески выходят из обихода. Трудно сказать, с чем это было связано. Однако,согласно мнению историка Е. И. Горюновой, их место заняли более дешевыевышивки и ткачество. Причем часто вышивки располагались в том же самомместе, что и бронзовые амулеты. Например, орнамент на платье марийскойженщины так и назывался "сторож груди" - "чызе орол".Несколько слов о лапчатых привесках к амулетам.Человеческая кисть руки, конечность животного издавна считались символомзащиты - оберегом. Наскальные изображения человеческой руки есть еще напалеолитических пещерных рисунках. Но даже в более позднее, христианское,время Богоматерь Оранта, например, всегда изображалась с поднятыми руками,ладонями к зрителю - жест защиты, благословения.Защитную функцию выполняли и камни - "следовики", то есть с отпечаткамикисти рук наиболее почитаемых в XIII-XVII веках святых. На свадебных турецкихковрах вплоть до начала ХХ века ткачи изображали ладони - знак охранениябудущей семьи. До настоящего времени считается, что конская подкова приноситсчастье.Такое же значение имели и утиные лапчатыепривески на средневековых подвесках -амулетах. Изображение утиных лапоккак элемент орнамента встречается на лепной керамике из Белоозера, использовалосьоно и в качестве штампика на глиняных грузиках для сетей. На Северной Двинеих изображали на обрядовых санях для масляничного катания с гор даже впервой половине XIX века.Таким образом, звериные финно-угорскиеподвески-амулеты - это украшения со сложным значением, они были призванызащищать от внешних сил как своим обликом, так и шумом-шелестом. Они словновели разговор с духами того лица, кто носил такие украшения. Недаром славянесчитали финнов большими колдунами. Все подвески были связаны с культомплодородия и благосостояния (в погребениях подвески чаще всего находятв области груди или тазовых костей - женского лона). А. ВАРЕНОВ, научный сотрудникИнститута археологии РАН. Полая уточка и пряжка. Поволжье. VI-IXвека.Полая уточка и плоский "гусек". Приладожье.IX-X века.


Филигранные мерянские кони-олени. Поволжье.IX-XI века.
Прикамские подвески-амулеты в виде коньков.Чаша с колечками-обе регами из шаманскогопогребения X-XI веков.Полые коньки-подвески XII-XIV веков. Понижнему краю идет волнистая линия, являющаяся идеограммой воды.
Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собораКиева, центральный алтарь. XI век.Охрой на стене пещеры Пеш-Мерль (Франция)изображены группа лошадей и кисть руки как символ охранения. Фрагмент наскальнойживописи.Подвеска петушок с утиными лапками-привесками.
Птица-бык
Подвеска-курочка. XI-XIII века.Изображение утиных лапок - излюбленныйэлемент орнамента. Он встречается и на керамических изделиях, и как штампикна глиняных грузилах для рыбацких сетей.


Роспись обрядовых саней с Северной Двиныс шумящими колечками и лапчатыми привесками. Первая половина XIX века.Автор росписи - Яков Ярыгин.






(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)