[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Строки из дневника С. б. ВЕСЕЛОВСКОГО Выдающийся историк, академик Степан Борисович Веселовский (1876-1952)посвятил свое творчество изучению средневековой России. Он настолько глубокои детально знал эпоху XIV-XVII веков, что из его трудов перед читателемкак бы реально предстают жизнь и быт людей того далекого прошлого. В годысталинизма ученый не побоялся выступить против возвеличивания личностиИвана Грозного и его тирании - и это при том, что сам Сталин любил и оправдывалкровавые деяния этого героя истории, ведь по заказу вождя Эйзенштейн именнотак поставил свой фильм о Грозном.
В этом номере мы знакомим читателей с дневниковыми записями историка,относящимися к трудным годам послереволюционной России - 1917 - 192
6.05.1917 Давно хотел записать свои мысли по поводу исторических судеб России.Основные мысли я высказал еще в 1905 г. Помню разговор с В. О. Ключевскиму А. И. Яковлева: Российское государство в том виде, в каком оно существует,есть историческое недоразумение, которое рассеется в международной борьбе.Теперь можно с уверенностью сказать, о бесплодности общественного движения1905 года. Под бесплодностью я понимаю не то, что оно не имело никакихпоследствий, а 1) то, что положительные результаты не стоят ни в какомсоответствии с жертвами, и 2) то, что движение не остановило и даже незамедлило процесса разложения государственности, который был ясен еще дояпонской войны, и который обнаружился с грозной ясностью сейчас. То, чтотеперь называют великой революцией, в сущности есть не революция и дажене политический переворот, а распад государственный и социальный, вызванныйвнешним ударом. Это прежде всего - военное поражение. В газетах призывык Временному Правительству оказать давление на союзников - то есть начатьпереговоры о мире с Германией. Со стороны людей, подкупленных Германией,это понятно, так как может привести к разрыву с союзниками. Но ведь естьи доморощенные добросовестные идиоты, а главное, есть публика, котораяверит этому бреду. Оказать давление на сильнейшие государства мира, насамые передовые демократии, да еще когда страна бьется в судорогах анархии- это верх безумия! Здесь лечение бесполезно, нужна горячечная рубашка! 27.02.1918 Москва празднует годовщину пролетарской революции без одушевления. Сейчас- три часа дня. На улицах пустынно, на перекрестках милиционеры. Магазиныи лавки заперты и закрыты железными решетками, ставнями и наскоро сделаннымищитами.Я совершенно ясно вижу на себе отражение и проявление общей деморализации,составляющей сущность нашего крушения и распада всего государства и общества.У всех утрачена вера в себя и свои силы, утрачен стыд и затемнена совесть.Утрачено совершенно желание работать и сознание необходимости труда. Да,труд становится совершенно невозможным при теперешней анархии, когда никтоне знает, воспользуется ли он или грабитель плодами своего труда? Обесцениваниеденег разрушает всякий критерий для справедливой оценки труда. Все вертится,как в водовороте, и все живут изо дня в день. Полная неуверенность в завтрашнемдне страшно деморализует.Я, при всей своей привычке к труду, - не могу работать. Сажусь за своинаучные темы, и неотвязно преследует мысль: это никому не нужно, бессмысленно...Что, может быть, через неделю или через месяц я буду стерт с лица землиголодом или грабителями, что та же участь ждет мою семью и т. д. 1.03.1918 Прожит еще один день, который по теперешним временам надо считать, какв осажденных крепостях, за месяц. Сегодня передавали со слов полковогосвященника, приезжавшего из Полоцка, занятого немцами, что около 17-гонемцы возобновят наступление, чтобы занять Петроград и Москву. По словамнемецких офицеров, в их планы входит также занятие Одессы и Харькова. Скем ни говоришь, всеми овладело какое-то тупое отчаяние. Всякий понимает,конечно, что приход немцев - это позор и принесет много горя, униженийи экономическое порабощение. Одновременно жизнь под кошмарным разгуломбольшевистской черни стала настолько невыносимой, что каждый или открыто,или про себя предпочитает рабство у культурного, хотя и жестокого врага,чем бессмысленную и бесплодную, бесславную смерть от убийц и грабителей. 23.04.1918 ...Занятие Москвы поляками в 1611 году вызвало сильное национальноеи религиозное движение, которое спасло московское государство. Теперь разгромвсего государства и порабощение, весь смысл и значение которого народ скоропоймет (но мог бы смутно предвидеть уже сейчас), - не вызывает национальногочувства! Имущие классы и интеллигенция настолько подавлены террором чернии хозяйственной разрухой, что совсем потеряли дух и веру в Россию, а многиедаже готовы приветствовать приход немцев... Рабочие еще пока дограбливаюти пока, в общем, довольствуются этим. Крестьянство вцепилось в землю, принимаетпо мере возможности участие в грабеже и довольно обилием денег, настоящуюцену которых оно скоро узнает!.. И те и другие рады, что сбросили с себяповинности и налоговое бремя, которое на них налагало государство. И теи другие совершенно не понимают, какое колоссальное расхищение общенародногодостояния произвела и производит революция. Труд и кровь десятков поколенийпущены на ветер, разграблены и отданы немцам. Такого быстрого и огромногокрушения не предвидели даже самые мрачные пессимисты и враждебно относившиесяк Росии немецкие писатели... 28.04.1918 Вчера приехал в Татариновку... Ехал в вагоне второго класса с выбитымистеклами и поломанными дверьми, с загаженным полом. Почти всю дорогу пришлосьстоять. Публика совершенно "демократическая" - местные крестьяне из мастеровых,ремесленников, мелких лавочников и
т. п., выезжавшие на "свои дачи" к празднику Пасхи. Несколько интересныхнаблюдений. Многие читали газеты. Но это были "Свобода России", "Раннееутро", "Наше слово", хотя газетчик предлагал "Известия" и другие подобныеорганы. В последующих разговорах, в которых приняли участие многие, яснои определенно выразилось глубокое недоверие и отвращение ко всем без различияпартиям.В октябре, еще до большевистского переворота я сказал А. Н. Сытину,что русский народ и вообще все русское общество никогда не простит революционнойинтеллигенции и особенно интернационалистам то, что они разоружили армиюи предают Россию на растерзание. Он горячо возражал и утверждал, что революцияармию не разрушает и не предает Россию. В последнем я был прав, что, собственно,было ясно и тогда всякому разумному человеку. Слушая разговоры в вагоне,я увидел, что был прав и в первом утверждении. Все с горечью и злобой приписываливсю вину революционной интеллигенции, и в частности большевикам; о том,что и их капля дегтя есть в этом деле, конечно, не говорят. 25.12.1918 Пятый день я в Татариновке. Заготовляем дрова. По вечерам на кофейноймельнице изготавливаем первобытным способом муку из пшеницы и ржи... Война,вызвавшая сильнейшее потрясение всех сторон хозяйствен ной жизни, вызвала,как это бывает обыкновенно в таких случаях, и спекуляцию. Невежество населенияв экономических вопросах, неумение разбираться в причинах явлений, а такжеприсущая человеку зависть способствовали в сильной степени преувеличенномупредставлению о размерах спекуляции...Травля действительных и мнимых спекулянтов получила величайшую популярность.Теперь, когда кончается второй год революции, можно ясно видеть, сколькопреувеличения, лжи, самой гадкой демагогии и грабежничес ких инстинктовскрывалось под этим популярным лозунгом: - "Души спекулянта!". Никогдаспекуляция, притом самая грубая и бессовестная, не захватывала такого множествалюдей, преимущественно из простонародья, как теперь. Сверх тех, кто спекулирует"между прочим", - образовались целые кадры спекулянтов из лиц, лишившихсясвоих обычных заработков или бросивших свой труд, чтобы нарочно занятьсяспекуляцией. На спекуляцию толкают не только многочисленные запретительныедекреты и расстройство хозяйственной жизни народа, но и падение ценностибумажных денег. Бумажные деньги, несомненно, деморализуют народ не менее,чем общий грабеж!.. 7.03.1919 Более недели не получаем газет и живем как отрезанные от мира. Что делаетсяна Западе? Как идет мирная конференция? Что в разных частях бывшей РоссийскойИмперии? Союзники, прервавшие сношения с Советской республикой и изолировавшиеее, посадили всех нас русских как бы в карантин для чумных. Это тяжелоенаказание и, в общем, заслуженное. Невинные страдают, как обычно в истории,наравне с виноватыми. Виноват самодержавный режим, бюрократия, правительствовообще и т. д. После свержения Николая все перемешалось в сознании русскогообывателя. К прежним виновникам всяких бед, и в частности войны, прибавилисьновые: буржуазия, которая будто бы для того только затеяла войну, чтобыбогатеть, ничего не теряя, и во время войны богатела и спекулировала, атакже кадеты и другие сторонники "войны до победного конца"! Чем дальше,тем число виновников росло. Виноват бывший герой Керенский, генерал Корнилов,преданный Главковерхом, вездесущие и бесчисленные контрреволюционеры, союзныеимпериалисты и т. д. О винах народа, кинувшегося грабить все, что попадаетпод руку; грабивших винные склады, предававших Родину и безнаказанно убивавшихмножество невинных людей, - говорили неохотно и находили легко всему оправданиев его невежестве. 29.02.1919 Я совершенно не могу работать научно. Время проходит изо дня в деньбессмысленно и бесплодно. Все мысли и силы сосредоточены на том, чтобыбыть сытым, не заболеть и поддерживать свою семью... 27.01.1920 Впоследствии историки будут спорить, был ли в России голод во времяреволюции и анархии. Что считать голодом? Если считать такой продолжительныйнедостаток в пище, когда люди бессильно падают и умирают от истощения,то такого голода пока нет, я не знаю таких случаев. Но, если под голодомразуметь полное расстройство привычного образа питания и хроническое недоедание,- то такой голод существует уже давно и усиливается с каждым месяцем. Свежаяи консервированная рыба исчезла уже давно, и ее нет. Мяса почти нет совсем,оно очень дорого, да и то это конина или малопитательная телятина или баранина.Потребление сладкого ничтожно. Теперь быстро исчезает соль. Но тяжелеевсего почти полное отсутствие и исчезновение жиров - масла, сала и растительногомасла. Молоко и молочные продукты - в ничтожном количестве, дурного качестваи так дороги, что недоступны большинству населения. У нас, например, подМосквой, бутылка молока стоит 100 рублей. Что касается белого хлеба, тоочень многие не едят его уже третий год. В общем, привычный образ питаниягорожан нарушен более, но и деревня страдает от этого сильно. 8.01.22 Вчера вернулся из Москвы, где пробыл 3 дня. Из Москвы выехал на часпозже на неисправном паровозе. Дотащились до Бирюлевского депо и остановилисьчиниться на три с половиной часа. Я ехал в служебном вагоне среди служащихразных чинов.Молодой путевой мастер рассказал о своей поездке за хлебом по Александровской(Белорусской. - прим. А. М. ) ж. д.- Ехали до ст. Славны 4 дня в нетопленом вагоне. Чем дальше, тем в вагонестановилось все меньше народа, и мы стали зябнуть. По пути из вагона выбросили12 замерзших.Пожилой сторож с бирюлевского склада стал резонировать:- Уж больно озверел народ от того, как хозяйничают "товарищи". Хозяева- вор на воре. А народ - дурак. Без хозяина и без "произведента" порядкане будет.Его собеседник возразил:- Ну а наш-то "косой" чем не президент, а порядка нет. Хозяин нужен,а не президент, как при царе (последнее слово не договаривают).- Про то я и говорю, что хозяин нужен и палка здоровая. Без палки русскийнарод работать не будет.Стемнело, и языки заговорили свободнее. О том, что было при царе и чтостало теперь. Пересыпая матерной бранью. Знаменательно недоговариваниепоследних слов. Несомненный страх перед ушами ЧК. Но не только это, нои неумение и нежелание сделать вывод из предпосылок. Дисциплина нужна -по народным понятиям это палка. Нужен хозяин - нельзя обойтись без господ.Затеи товарищей бесплодны и вредны. Неспособность делать выводы осложняетсяприсущей народу смутностью в государственных понятиях.В начале после революции народные массы возмечтали о жизни без господи без царя, без налогов и воинской повинности. О жизни в каком-то блаженномбезвластии. Эти мечты разлетелись, и слышно другое: этому не бывать, аесли власть и господа нужны, то прежняя власть куда лучше, чем товарищи.Те жили и нам давали жить, а эти только грабят и довели народ до голода.Равенство. Смутили, обманули народ, а теперь равенства меньше прежнего.Мы вот здесь сидим 4-й час на морозе, а товарищи в поезде - в Саратов испекулировать. В прежнее время господа ездили в 1 классе, но никто не выкидывалтифозных и замерзших из вагонов.По проблемам быта конкретнее: раньше последний нищий жил сытнее, чемтеперь рабочий при напряженном труде. Это на 5-м году советской власти.Вероятно, Маркс не мог предвидеть таких результатов, когда заверял пролетариеввсех стран, что им нечего терять, кроме своих цепей, а выиграть они могутвесь мир. Теперь любой мужик понял, что у него было, что терять. А опытпоказал, что выигрыш от победы не так велик, что во время насилий богатствапревращаются в мусор.Шкура поняла, что она может потерять жизнь. Но есть и еще большее благо,чем шкура, это человеческое достоинство. Отсюда вывод - уж очень озверелнарод.В умолчании о царе, быть может, скрывается также стыд и сознание некоторойвиновности в том, что происходит. Этим же объясняется нежелание поверить,что царь и его семья действительно убиты. Наконец, последняя причина недоговаривания- сознание того, что реставрация - дело трудное и невозможна без возмездияза содеянное. 10.01.22 Летом 1921 года казалось, что мы докатились до дна и что началось улучшение.Свободная торговля сначала принесла облегчение. Но неурожаи продолжаютразорять крестьян. За последние полгода противоречия между НЭПом и другимисторонами соввласти усилились.Уступки, сделанные властями, запоздали. Голод и разруха растут. Не случайно,что голод постиг те губернии, где не было белых, где большевики беспрепятственнохозяйничали.Прочитал много английской и немецкой беллетристики и кое-что из русской.Когда переходишь от русских писателей к иностранным, то кажется, что попализ притона хулиганов или из дома сумасшедших к нормальным людям. Со временГоголя пристрастие русских писателей к подлому, пошлому, уродливому и болезненномуросло. Новое и ценное тонет в море уродства, злобного хулиганства и болезненности.Только теперь, переживая крушение русской культуры, начинаешь понимать,что наша нездоровая литература была отражением и предвестником глубокогоразложения всех слоев общества, а вместе с тем и государства. 20.01.22 Вчера после перерыва в 3 недели прочел газету "Известия". Какое наказаниеничего не читать, кроме грубой лжи изуверов! Как в каменном мешке, кудане проникает свежий воздух и слышно только завывание безумцев. Такой всеобщейтюрьмы не создавал еще никакой деспотизм, ни даже террор французской "великой"революции.Такая степень деспотизма возможна только в совсем дикой стране, гденет слоя общества, который во Франции называли 3-м сословием.
К власти пришли отбросы рабочего класса, мастеровые, ремесленники имещане. И все это возглавил "мыслящий пролетариат" в лице дворянина Ленина.А внизу крестьяне со средневековым уровнем культуры. А затем обломки бывшихкомандующих классов - придушенные носители небогатой русской культуры. 13.03.22 Многие мысли Чехова звучат очень современно. Он как врач и психологвскрыл многие больные места русской жизни.За малодушие и неверие Егова наказал поколение народа, выведенное изЕгипта: все старше 20 лет осуждены на гибель в 40-летних странствиях попустыне. Это поколение недостойно войти в землю обетованную. 40 лет былонаказанием детям за грехи отцов и проклятием для самих отцов, которые за40 лет должны сложить свои кости в пустыне. (Книга Чисел, 14, 29-33).Подобная участь ожидает и нас. Современное поколение в возрасте от 25до 30 лет не способно переродиться и войти в обновленную Россию. Все мыпогибнем за грехи отцов и свои собственные.В начале революции я высказал Гершензону мысль, что разложение, начавшеесяс верху, дойдет до самых глубоких слоев народа, а затем на несколько десятилетийзатянется молекулярный процесс возрождения. Тогда многим дело представлялосьпроще, что все уладится "сменой декораций". 16.03.22 П. Бурже в газете "Матень" писал: "Чем больше я наблюдаю наше время,тем яснее, что значительная часть зол происходит от непризнания того факта,который формулировали и католик Бональд, и эмпирик Огюст Конт, и романистБальзак, и натуралист Геккель, что социальной единицей является не индивид,а семья. Если это верно, то попытка построить общество на личности противнаприроде". Политические партии, беллетристы и все общество проникнуты культомличности. Начиная с "Декларации прав человека и гражданина" культ личностистал революционной догмой.Прошлое - тьма, которую не могут рассеять искры воспоминаний, а будущееманит только в молодости. Откуда самообман, что разум занимает в жизнипервое место. Историки больше всех подвержены этому обману. Бесхитростныйпрагматический стиль старых историков представляется нам наивным и ненаучным.В поисках законов развития человеческих обществ они строили свои концепциина ложном предположении о разумности поступков людей.
Степан Борисович Веселовский. Рисунок сделан сыном - Евгением Веселовскимв 1923 году.
10.03.23 ...То, что мы пережили после Октябрьского переворота, убеждает меняв том, что мы переживаем не революцию, а разложение, и не только государства,но и всего общества. Поэтому нет оснований ожидать реакции, в смысле отпоралучших элементов населения эксцессам и глупостям начальных этапов разложения.Реакция мыслима только в той мере, в какой разложение захватило всех икаждого и насилия грозят непосредственно отдельным лицам. 25.03.23 Среди простонародья все чаще встречаются раскаявшиеся большевики. Покаони в раздумьи, но вспыхивают искры свирепой злобы к миражам, вернее клюдям, которые вовлекли их в ошибки, глупости, злодеяния. Иногда кажется,что назревает такая же стихийная контрреволюция, какой была революция.Много разговоров о смерти Ленина. (Он в это время тяжело болел и скончалсячерез несколько месяцев - в январе 1924 года. - Прим.
А. М. ). Мне кажется, что он умер лично для себя вовремя, тоесть он изжил самого себя. Кончился период, когда первенство принадлежалолюдям с такой же патологически напряженной волей. Полная свобода от буржуазныхпредрассудков в общечеловеческой морали и присущий ему цинизм позволилиему некоторое время лавировать. Но для созидательной деятельности он былсовершенно не способен, и не имел, как типичный марксист, идей, необходимыхдля творчества новой жизни.Об этом говорят его высказывания. На свои задачи он смотрел как на "опыты":"Мне для моих опытов довольно одной Пермской губернии" говорил он по поводумира с Германией. "Национализацию" банков он задним числом считал ошибкой."Кто же знал, что мы усидим и останемся у власти, когда настанет времястроить новый мир". А чего стоят его изречения, достойные гимназиста: "Кооперацияесть прямой путь к социализму". "Электрификация плюс советский строй естькоммунизм". Или его лозунг на борьбу с тифом: "Либо социализм победит вошь,либо вошь - социализм". Публикацию подготовил А. МАКАРОВ.

С. Б. Веселовский в рабочем кабинете. Май 1946 года.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)