[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Т. Надолинская (г. Подольск).Эти населенные пункты стоят на реке Гусь, левом притоке Оки. В верховьях реки места изобиловали кварцевым песком хорошего качества, ниже по течению почвы были богаты железной рудой. Природные богатства, а также обилие леса и удобные подъездные пути способствовали развитию в этих местах стекольного и железоделательного производств.

Во Владимирской области есть город Гусь-Хрустальный, а недавно я узнала, что существует и Гусь-Железный. Есть ли какая-либо связь между этими двумя местами? И какие в них имеются достопримечательности?



Сначала на берегах речки Гусь появился стекольный завод. В 1747 году вышел указ Сената, запрещавший строить промышленные предприятия на расстоянии 200 верст вокруг Москвы, чтобы предотвратить массовую вырубку лесов. Хозяин стекольно-хрустального завода, расположенного близ Можайска, Аким Мальцов в 1756 году был вынужден перевести свое производство на речку Гусь в село Никулино (Никулино-Гусь). Производство разрасталось из года в год, продукция приобрела всероссийскую известность, а село все чаще стали именовать "Гусь Мальцовский".

В те же годы Нечаев-Мальцов обустраивает местечко, превратив его в лучший в Европе рабочий поселок. Вдоль прямых улиц были построены по индивидуальным проектам кирпичные особняки, коттеджи и деревянные дома для рабочих и служащих завода. Всего для рабочих построили около 400 домов. Мастера высшей квалификации ("первой руки") селились в домах "в четыре окна", а их помощники - в домах "в два окна". В каждом доме размещались две семьи: с улицы - благополучная; со стороны двора - та, что должна была исправиться под влиянием соседей. Возводятся гостиный двор, заводская больница, чайная, Народный дом, читальня. Центром поселка стал грандиозный трехнефный Георгиевский собор.


Гусь-Хрустальный. Дома мастеров "первой руки". Снимки 2002 года.В 1900 году на Всемирной выставке в Париже изделия Гусевского стекольно-хрустального завода получили Гран-при (высшую награду). По случаю этого события владелец завода Юлий Нечаев-Мальцов обратился к властям с просьбой официально переименовать село в "местечко Гусь-Хрустальный", в отличие от существовавшего более ста лет в соседней Рязанской губернии Гуся-Железного.


Троицкая церковь в поселке Гусь-Железный. Снимок 2002 года.Земли ниже по течению реки Гусь в 1758 году были куплены тульскими оружейными заводчиками братьями Иваном и Андреем Баташевыми. Они основали у реки чугунолитейный завод, который просуществовал до 1905 года. На нем изготовляли листовое железо, артиллерийские орудия, топоры, посуду, гвозди. В 1770-е годы Андрей Баташев обустроил при заводе усадьбу, спроектированную в стиле раннего классицизма: господский дом, театр, оранжереи и множество служебных построек. Усадьбу и поселок при ней стали называть "Гусь Баташевский" или "Гусь-Завод", а к концу XVIII века официальным названием стало Гусь-Железный.

Кирпичный, со вставками из керамики и мозаики, Георгиевский собор спроектировал в русском стиле петербургский архитектор Леонтий Бенуа. Ныне в Георгиевском соборе размещается Музей хрусталя и стекла. Эти строения и сейчас являются достопримечательностью Гуся-Хрустального.

В 1931 году Гусь-Хрустальный стал районным центром Владимирской области, а ныне входит в маршрут Золотого кольца. Расположенный в Рязанской области Гусь-Железный так и остался поселком и находится в 20 километрах западнее города Касимова.

Ныне главной достопримечательностью и доминантой этого места служит белокаменная Троицкая церковь, которую возводили с 1802 по 1868 год. Гигантская двухсветная постройка, представляющая в плане латинский крест, была решена в псевдоготическом стиле. Некоторые исследователи считают, что автором этого незаурядного памятника мог быть Василий Баженов или кто-либо из его учеников.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)